Развитие игровой деятельности в условиях введения фгос до. методическая разработка на тему. Деловая игра для педагогов доу с презентацией Развитие игровой деятельности дошкольников по фгос

Развитие игровой деятельности в условиях введения фгос до. методическая разработка на тему. Деловая игра для педагогов доу с презентацией Развитие игровой деятельности дошкольников по фгос

Игра «Нанизывание».

Цель : развивать мелкую моторику.

макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание : предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Игра «Театр теней».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги, карандаш.

Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Путешествие по городу».

Цель : развивать внимание, наблюдательность.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями жителей города (мамы с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты), людей разных профессий (водители, почтальоны, строители, маляры), видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), зданий, украшений города (почта, магазин (посудный, книжный), фонтан, сквер, скульптура).

Описание : картинки раскладываются в разных местах комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это «путешественники». Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшений. По сигналу водящего «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут возвращения, наблюдая за ними. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят на подставки картинки. Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и поставили свои картинки правильно.

Игра «Что изменилось?».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Будь внимателен!».

Цель : развивать активное внимание.

Описание : дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Слушай хлопок!»

Цель: развивать активное внимание.

Описание : дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу.

Игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание : играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Нарисуй фигуру».

Цель : развивать память.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

Описание : детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

Игра «Лес, море».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание : бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.

Игра «Раскрась правильно».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

Описание : написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.

Игра «Я покажу, а ты отгадай».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: предложить ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, загадали медвежонка. Нужно пройти по комнате, имитируя косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу.

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель : развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание : детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия : 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание : предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы : какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание : разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель : развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано».

Цели : развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

Что бывает низким (высоким)?

Что бывает красным (белым, желтым)?

Что бывает длинным (коротким)?

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание : воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель : активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель : развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание : воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

У меня нарядный фартук.

У меня рабочий фартук.

Он белого цвета в красный горошек.

А мой - темно-синего цвета.

Мой украшен кружевными оборками.

А мой - красной лентой.

У этого фартука по бокам два кармана.

А у этого - один большой на груди.

На этих карманах - узор из цветов.

А на этом нарисованы инструменты.

В этом фартуке накрывают на стол.

А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели : активизировать словарь; развивать внимание.

Описание : дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель : развивать фонематический слух.

Описание : воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель : развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель : закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия : набор геометрических фигур.

Описание : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели : закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель : закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия : полоски бумаги.

Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель : закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с числами.

Описание : дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

«Игра — этожизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора была бы бесполезна для человечества ».

С.Т. Щацкий

Ни для кого не секрет,что проблемой нашего времени является отсутствие у современного поколения желания погружаться в сказочный мир игр. Играют не только малые дети, но и животные. Природа дает человеку наглядный пример развития полноценного общества. А мы, часть этой природы, должны учиться у нее. От того каким ребенок войдет в мир игры, зависит его будущее и, не побоимся этого заявления, и будущее нашей страны. Так как от погружения в мир фантазий и грез в детстве уже во взрослой жизни рождаются смелые инновационные идеи и технологии в науке, искусстве, литературе, приносящие нашему обществу процветание и развитие. Надо отметить, что с этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках.А игры наших родителей впоследствии стали существенно отличаться от игр старшего поколения по своей сути, воображению и своим интересам.

Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Это предпочтение во многом формируется из занятости родителей. У них элементарно не хватает времени на общение с собственными детьми.А бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, а многие воспитатели делают упор на подготовку детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран «бьют тревогу» об исчезновении игры в детстве.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка -игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии и своего воображения.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС мы опираемся на нормативно - правовые документы.

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых являются технологии игрового обучения. это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основным индикатором технологии игрового обучения является наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативности, возможности индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.

Для поддержания интереса дошкольников к игре необходимо соблюдать ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее. Исключение составляют слишком азартные игры: на деньги и вещи, а также игры, содержащие в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка.Так же игровая деятельность способствует накоплению социального опыта детей.

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. При создании игровой среды следует учитывать:

  • половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков);
  • осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • подбирать игры в соответствии с интересами и настроением детей;
  • организовывать непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью).

Игровое обучение является одним из главных составляющих образовательного процесса. У этой технологии существуют свои методы и приемы, как в любом другом педагогическом процессе.

Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ

  1. Творческая активность педагога.
  2. Выбор игры, в ходе которой будут решены дидактические, воспитательные, развивающие и социализирующие задачи.
  3. Учет особенностей участников игры.
  4. Учет времени проведения игры.

В современной классификации выделяют 2 вида игр:

1-игры с фиксированными, открытыми правилами,

2-игры со скрытыми правилами.

Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

  1. Игра как культурная практика, свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.
  2. Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.

Игровое обучение осуществляется рядом мотивов ребенка:

  1. Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
  2. Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
  3. Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

  1. Игровая
  2. Мотивация в условиях помощи взрослому
  3. Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке»,

Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне».

Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. «Я сам или я сама».

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

Нельзя навязывать ребёнку своё видение

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.

В заключении хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым желательно следовать в своей практике:

Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.

А поначалу воспитатели, подобны маякам, зовут детей в свои игры, а в последствии воспитатели сами становятся участниками этих игр.

Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим играм.

А родителям хочется посоветовать следующее:

Любите своих детей такими, какие они есть.

Побуждайте в них желание играть самим собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.

Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами.

Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.

Татьяна Фадеева
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Я представляю вашему вниманию свой опыт по использованию игровых образовательных технологий во всех образовательных областях .

А начать хочу со слов неизвестного поэта, который написал :

«Я пытался достичь сердца ребенка словами,

они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него,

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо : «Приди, - сказал он, - поиграй со мной » .

Игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольника . В течении всего периода дошкольного детства вся деятельность построена на системном подходе через игру.

И как бы ни были важна организованная деятельность , подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре . Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает :

1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения .

2. Ориентироваться в сфере человеческих отношений;

3. Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;

4. Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций , гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью . Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма , способствует физическому развитию. Игра нужна , чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким. Наиболее углубленное изучение данной темы и обобщение изучаемого материала переросло в тематический модуль по самообразованию Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ».

При изучении и исследовании которой были поставлены следующие цели и задачи :

Цель : раскрытие личности ребенка и развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности .

Задачи :

Обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умение использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.

Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх ;

Создать условия для совместной игровой .

Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх ;

Свою работу я начала с создания условий для игровой деятельности ,то есть с предметно – пространственной среды , соответствующей требованиям ФГОС . Ведь создание условий для реализации данного направления является побуждающим фактором к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых , двигательную активность детей, быть содержательно-насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пересмотрев предметно-пространственную среду в группе , для ее улучшения, были приобретены шкафы с ящиками на колесах для удобства их использования, удобная мебель для кукольного уголка, парикмахерской, кукольного театра, изготовлена ширма.

(«В группе дети играют в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям : физическом, социально-коммуникативным, познавательным, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей и помечены маркером»).

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр.

При организации и систематизации материала в центре сюжетно-ролевых игр (таких, как «Магазин» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Ателье» , «Автопарк» )дало возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания , впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения. Все оборудование находится в контейнерах с маркерами, что делает его удобным для игр в любом месте по выбору детей.

С помощью родителей сделана ширма трансформер «Машина-Корабль» . Эту многофункциональную ширму мы используем как для сюжетно - ролевых игр, так и на занятиях. Например, на машине совершаем поездку в лес или на дачу, а на корабле отправляемся в плавание на остров камней, в подводный мир рыб и ракушек или в круиз в разные страны.

В уголке ряженья можно нарядиться по своему желанию и обыграть любой образ .

В центре труда «Мастерская» ребята с удовольствием собирают и разбирают машины, умело орудуют пилой отверткой, молотком, что способствует развитию мелкой моторики рук и мышления, формированию трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда. Игра во всех этих центрах способствует реализации социально-коммуникативного направления развития детей.

С целью художественно-эстетического развития детей есть мастерская для творчества в которой дети пробуют себя в роли скульпторов и художников,. А в музыкально- театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью . В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся активными и уверенным. Свои музыкальные способности дети проявляют, играя в музыкально-дидактические игры сделанные руками воспитателей и родителей. Все это является гарантом поддержания и развития у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной или художественной деятельности , воспитанию эстетических чувств.

Для речевого развития оборудован «Книжный мир» в котором дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам.

Для всестороннего развития имеется центр развивающих игр, где находятся игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, воображения . Дети очень любят поиграть в «Цветные колпачки» , «Бусы» , «Пуговицы» , шнуровки, разные виды мозаик, застежки. А возле сенсорной доски выстраивается очередь из желающих пощелкать выключателем, открыть и закрыть замок, покрутить диск телефона.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность , развитие его воображения и любознательности .

В экспериментальном уголке дети, играя в овощеводов , сеют семена, наблюдают за ростом рассады, что помогает узнать, как растут и развиваются растения, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида. Здесь дошкольники играют в дидактические экологические игры, а также рассматривают ракушки, камни, фантазируют, делают собственные открытия.

Особое место отведено для патриотического воспитания. Время, которое ребенок проводит в нем не проходит даром :

Играя в игры «Наш город» , «Памятники Зимы» , «Микрорайон 2 -Строитель» , «Мой дом» , дети знакомятся с достопримечательностями своего города, микрорайона. Собирая паззлы «Государственные символы России» узнают о гербе, флаге. Мальчики любят изучать военную технику, сделанную руками родителей и играть в солдатиков ведь они будущие защитники нашей Родины.

Для реализации физического развития детей, есть свой уголок. Здесь все направлено на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирования навыка выполнения правил безопасности. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся со спортивным инвентарем и усовершенствуют его. Это такие игры как «Кольцеброс» , «Городки» , «Летающие тарелки» , «Гольф» . Проводятся они на утренней прогулке и после дневного сна.

В своей работе особое внимание уделяю народным играм . В качестве одного из эффективных видов игра- терапевтических средств использую народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками . Например «Водяной» , «Ручеек» , «Горелки» , «Ремешок» . Используя народные игры, реализую не только развивающие и обучающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции : они приобщают детей к народной культуре.

Во всех центрах дети играют по желанию небольшими подгруппами и индивидуально, выбирая себе занятие по душе.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Итог :

В конце года по итогам мониторинга наблюдается положительная динамика во всех образовательных областях . Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игровых технологий в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры .

В перспективе своей работы планирую пополнить предметно - развивающую среду новыми интересными играми и пособиями , привлекая родителей к их изготовлению.

В целях программы профориентации мы заключили договор с коллективом профессионального училища № 36 в Ц. Хазане о сотрудничестве. В ходе сотрудничества думаю, что знания полученные в беседах и на экскурсиях помогут побольше узнать о профессиях и в организации новых сюжетно- ролевых игр : «Овощевод» , «Плотник» .

В заключении хочу сказать, что при всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей . Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость,

«Знатоки ФГОС»

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования.

Подготовила: старший воспитатель МДОАУ «Детский сад №18 г. Орска» Шарова Олеся Викторовна

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по освоению основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

Задачи:

    Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;

    Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

    Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;

    Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

    Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.

Контингент участников : участники деловой игры - все педагоги ДОУ

Атрибуты: карточки с целевыми ориентирами, фишки в количестве 72 шт., бланки с кроссвордами: паутинка, филворды, электронный ребус «Авторы ФГОС».

Правила игры:

Ведущий объясняет правила игры. Все участники делятся на 2 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов устанавливается жеребьевкой). За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.
Все игроки по окончании основной части игры получают призы – буклеты «Основные положения ФГОС». Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».

Ход деловой игры:

1. Синоним слова «Стандарт»

Обеим командам дается время 5минут для составления синонимов к слову «Стандарт», затем методом пинг-понга синонимы озвучиваются (если данное слово есть во второй команде, то эта команда его не произносит)

Оценивание : За каждое слово по одному баллу, максимальная сумма баллов 20.

Каждая команда получает карточки с определением одной из задач стандарта Командам предлагается составить её.

Оценивание : Очко получает команда, первая составившая фразу

3. Вертолина цифр

Каждая команда получает карточки с тремя колонками, первая колонка содержит названия нормативных документов, регулирующих введение ФГОС, вторая дату приема этого документа, третья номер документа, надо соединить все позиции линиями

Письмо Министерства образования и науки РФ«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Оценивание
6 баллов

4. Паутинка ФГОС

Каждой команде дается по 4 карточки, в которых закодированы основные понятия стандарта

1.обогащение детского развития.

2.понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

3.Объединение в единое целое отдельных частей

4.замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.

Оценивание : каждый правильный ответ 1 балл максимальное количество-
4 балла

В таблице закодирована фраза - один из принципов дошкольного образования, необходимо её найти и зачеркнуть.
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, и даже под углом, но не пересекаться

Оценивание : за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая первая нашла правильный ответ, максимальная сумма баллов- 6 баллов

6. Найдите правильный ответ

Ведущий читает вопрос и три варианта ответа, только один из них правильный. Надо назвать правильный ответ. Упражнение проводится методом пинг-понга. Если команда не отвечает, этот вопрос адресуется другой команде.

    Коммуникативно-личностноеразвитие;

    Социально- коммуникативное развитие;

    Образовательная организация.

    Предметно-развивающая

    Предметно- пространственная;

    Развивающая предметно- пространственная.

    Безопасной;

    Трансформируемой;

    Доступной.

    требования к результатам освоения ООП ДО;

    требования к условиям реализации ООП ДО.

    восприятие художественной литературы и фольклора

    Презентация.

Оценивание : за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальная сумма баллов 10 баллов

7. Знание целевых ориентиров

Каждой команде дается по два игровых поля: «Целевые ориентиры образования в раннем возрасте» «Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте » и карточки, на каждой из которых, обозначена одна из фраз, означающих целевой ориентир образования. Необходимо распределить карточки с целевыми ориентирами на игровые поля, согласно возраста.

    ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

    владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

    ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

    у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Оценивание : за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая первая нашла правильные ответы, максимальная сумма баллов 15 баллов.

1 Вариант : Каждой команде раздаются по 10 карточек, на которых закодированы фамилии членов рабочей группы по разработке ФГОС.

2 Вариант : Предлагается на слайдах ребусы, команды отгадывают методом пинг-понга. Если команда не справляется вопрос адресуется соперникам

Перед упражнением необходимо напомнить правила разгадывания ребуса:

    Если рядом с рисунком ни справа, ни слева - нет запятых, то нужно читать слово целиком.

    Если слева от рисунка одна запятая, надо отбросить первую букву, если две - две буквы и так далее. Если запятые стоят справа, отбрасываются последние буквы.

    Если два предмета или буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы "в".

    Если между буквами стоит знак «=», то нужно в слове заменить одну букву на другую.

    Цифры, стоящие рядом с рисунком, указывают порядок букв в слове

Если рядом с рисунком находится зачёркнутая буква, её надо выбросить из слова. А если рядом с зачёркнутой стоит другая буква, надо в слове заменить одну букву на другую.

Оценивание : за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальная сумма-10 баллов

В итоге выигрывает та команда, которая набрала больше фишек.(максимальное количество 72шт.)

Правильные Ответы:

1. Синоним слова «Стандарт»

2. Задачи, определенные стандартом

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

3. Вертолина цифр

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Письмо Министерства образования и науки РФ
«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Письмо Рособрнадзора "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО"

Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

4. Паутинка ФГОС

    Амплификация

    Самоценность

    Интеграция

    Концепция

5. Филворд «Принцип дошкольного образования»

Полноценное проживание всех этапов детства

6. Найдите правильный ответ

1. Какие требования включает в себя ФГОС ДО?

    Требования к результатам освоения ООП ДО;

    Требования к содержанию ООП ДО;

    Требования к образовательным учреждениям.

2. Как, согласно стандарта, звучит одна из областей

    Коммуникативно-личностное развитие;

    Социально- коммуникативное развитие;

    Социально- коммуникативное развитие.

3. Кто обеспечивает разработку примерной основной образовательной программы дошкольного образования:

    Уполномоченные федеральные органы;

    Уполномоченные региональные органы;

    Образовательная организация.

4. Как определяется среда, которая обеспечивает реализацию различных образовательных программ?

    Предметно-развивающая

    Предметно- пространственная;

    Развивающая предметно- пространственная

5. Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда?

    безопасной

    трансформируемой

    доступной

6. Результатом реализации каких требований ФГОС ДО должно быть создание образовательной среды?

    требования к результатам освоения ООП ДО;

    требования к структуре ООП ДО;

    требования к условиям реализации ООП ДО;

7. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

8. Какое их соотношений обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса верно?

    60% и 40%;

9. В каких видах деятельности реализуется Программа в дошкольном возрасте (3-8 лет)

    восприятие смысла музыки, сказок, стихов

    действия с бытовыми предметами-орудиями

    восприятие художественной литературы и фольклора

10. Какой раздел является дополнительным разделом программы

    Презентация

7. Знание целевых ориентиров

Ранний возраст: N 1,3,4,7,9,11,14.

Дошкольный возраст: N 2,5,6,8,10,12,13.

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Значение

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Цели и задачи

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе речь;
  • способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

  • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
  • общефизическая подготовка;
  • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
  • подбор игрового материала;
  • правильная организация и проведение игр.

Принципы и формы игры

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Программные документы

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

  • креативный подход воспитателя к работе;
  • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
  • учёт личностных качеств играющих;
  • хронометраж.

Используемые игры можно разделить на две группы:

  • с фиксируемыми правилами (например, лото);
  • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

Список приёмов по ФГОС

По ФГОС игры делятся на:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

Видео: «Путешествие» для старшей группы

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

Современные виды игровой деятельности

Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

  • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
  • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

Игровая образовательная ситуация

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

  • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • направляющая роль воспитателя.

Типы ИОС

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

  • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
  • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
  • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

Примеры

Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Суть социо-игровой технологии

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

  • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
  • Движение и активность.
  • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

Формы

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

  • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
  • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
  • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
  • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
  • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Примеры социо-игровой активности

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

Компьютерные игры

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Примеры

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

  • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
  • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
  • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Как провести правильный анализ?

Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

  • организационный компонент;
  • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
  • деятельность ребёнка.

Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

Аспект анализа Критерии анализа Оценка
Да Нет Частично Другое
Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
Соответствие уровню развития детей
Соответствие программе
Соответствие санитарным нормам
Соответствие материально-технической базы условиям игры
Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
Соответствие приёмов возрасту малышей
Правильность применения приёмов
Деятельность детей Усвоение содержания игры
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
Соответствие поведения условиям занятия
Соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

просмотров