Игры с шариками марблс. Играем в марблс Шарики для игры в марблс

Игры с шариками марблс. Играем в марблс Шарики для игры в марблс

ИСТОРИЯ СТЕКЛЯННЫХ ШАРИКОВ МАРБЛС

Почти 3,5 миллиарда лет тому назад, когда возраст самой Земли едва насчитывал миллиард лет, огромный астероид врезался в юную планету. Врезавшись в поверхность Земли, он мгновенно испарился, а скальный пар, вернувшийся из дыры, пробитой в атмосфере астероидом, в ее высокие слои, конденсировался там и пролился на Землю в виде стеклянных шариков. Это была одна из первых попыток стихийного природного производства стеклянных шариков. Как знать, может именно их нашли древние люди, и превратили в предмет для игры. Но это космогония и предмет гипотез ученых-геологов, изучающих падение самого древнего из известных астероидов. Археологи, изучающие следы человеческой деятельности на Земле, имеют более точные свидетельства об играх наших далеких предков.

Среди артефактов, то есть предметов, обнаруженных в раскопках и созданных человеческими руками, есть круглые, специально обточенные, разноцветные шарики из кремния, а также сделанные из обожженной глины. Причем найдены они в разных археологических зонах в местах стоянок первобытного человека. Историки предполагают, что назначение этих камешков - детская игра, в которую весь мир играет на протяжении всей своей истории. Керамические шарики были найдены и в зонах первых цивилизаций, - в египетских пирамидах, при раскопках городов древних ацтеков и майя. Приблизительно двести лет назад появились фарфоровые шарики из Китая.

В исторической коллекции острова Мурано есть элегантные образцы мелкой пластики - бусы, кулоны и стеклянные шарики, изготовлявшиеся венецианскими мастерами с тринадцатого века. Но настоящая мода на шарики марблс началась в 15-16 веках. Тогда же началось изготовление шариков из полудрагоценных камней. Их обтачивали и шлифовали вручную, поэтому по стоимости они мало отличались от чрезвычайно дорогих шариков из муранского стекла. Поэтому недорогие керамические шарики оставались самыми популярными, однако у них был один серьезный недостаток, - во время игры глиняные шарики легко разбивались. Игра была настолько распространена, что гончары продолжали искать новый материал для создания шариков, пытались делать шарики из особо прочного фарфора. К этим научным изысканиям присоединились и стеклодувы.

И вот, в 1846 году немецкий стеклодув изобрел приспособление - некие ножницы, которыми вязкую, тягучую струю жидкого стекла можно было резать на шарики. Из такого мягкого кусочка стекла формировался шарик. С этих самых пор стали гулять по миру стеклянные шарики. В середине прошлого века из Японии пришла иная технология производства марблс. Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, - цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами, блестками. Тогда, по-видимому, они и получили название марблс, что означает мраморные. Эта технология открыла новейшую эпоху марблс. Их красота послужила толчком для начала коллекционирования, дизайнеры открыли в них новый, необыкновенный оформительский материал.

История этой фантастически популярной игры насчитывает немало забавных фактов. Например, по непроверенным данным, именно этой игрой занимались женихи, искатели руки Пенелопы, ожидая, что победитель займет место скитальца Одиссея. Король Франции Людовик ХIV, король-Солнце, прославился тем, что при нем почитание королевской власти приняло полурелигиозный характер. Он покровительствовал писателям, художникам, ученым, любил не только празднества, балы и фейерверки, но с особенной страстностью - игру в стеклянные шарики. Свою резиденцию король-Солнце перенес в Версаль, где вскоре, как по мановению волшебника, выстроился изумительный по красоте и пышности дворцово-парковый комплекс. Особый секретарь отвечал за площадку для игры в марблс в одном из живописных уголков роскошного парка. Людовик особым указом определил размер площадки в сто собственных шагов в длину, размер лунок определялся двумя большими пальцами короля. Играл король исключительно оранжевыми шариками из муранского стекла, которые доставлялись ко двору из Венеции, и часто устраивал турниры. Впрочем, мало кто стремился выиграть у могущественного правителя, король любил свои шарики, часто перебирал их в часы одиночества. В XVIII-XIX веках такими шариками украшали интерьер в богатых домах, подсвечники, часы, столовые приборы, предметы обихода.

Многие западные писатели ХХ века в своих произведениях часто вспоминают эту детскую игру. А некоторые произведения искусства западных мастеров напрямую были навеяны игрой в марблс. Например, немецкий композитор Хельмут Фламмер, наш современник, представитель параклассической музыки, - направления, использующего в качестве инструментов любые предметы, способные издавать звуки, сочинил фантазию на тему игры в стеклянные шарики. Исполняют ее на бокалах, настроенных по четверть тонам, благодаря разному наполнению их водой.

Некогда она была популярна и в России. Играли как в стеклянные шарики, так и в камешки - гладко обточенные, имеющие форму шариков. Сохранились описания старинных детских игр, воспитывающих внимание, наблюдательность, сосредоточенность, развивающих ловкость рук и пальцев, точную координацию движений.

Может быть, прапамять о космическом происхождении стеклянных шариков сыграла с человечеством странную шутку, но непреложен тот факт, что стеклянные шарики издревле были обязательными аксессуарами ясновидцев, колдунов, магов и всевозможных ведьм всех мастей и времен. В трилогии "Властелин колец" говорится о таких хрустальных шарах - палантирах, через которые Черный властелин мог управлять подвластными ему людьми. Ясновидцы, заглядывая в глубину шариков и завораживая себя их мерцанием, прозревали будущее, а колдуны, маги и ведьмы при их помощи вызывали хтонических духов - духов Земли, присутствовавших при ее творении, и направляли их силу на добрые, но нередко и на злые дела. Наверное, поэтому в творениях поэтов, людей наиболее близких к магам и пророкам, столь часто встречаются образы стеклянных, глиняных, фарфоровых шариков.

Сейчас стеклянные шарики марблс изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, который расплавляется в печи при очень высокой температуре, потом в горячее стекло добавляются красящие вещества - кобальт, селений и т. д., придающие шарикам необыкновенные оттенки и разводы. Горячее стекло режут на кусочки, и придают ему ровную гладкую форму шарика с помощью специальных механизмов. О красоте и изысканности марблс могут многое сказать названия, например, "Замёрзшая Радуга", "Звёздная Пыль", "Галактика", "Янтарный Кристалл", "Синяя Полночь Кристалл", "Чёрная Пантера", "Синяя Полночь Опал", "Капля Воды Бриллиант", "Морская Волна Кристалл". Такие звучные имена до сих пор носили лишь драгоценные камни и жемчужины. Изготовляются и коллекционные марблс, напоминающие древние камеи, или представляющие собой крошечные фигурки, впаянные в стекло, как ископаемые насекомые в капельки янтаря.

На Западе увлечение марблс носит характер мании, да так и называется. Существуют клубы коллекционеров марблс, оформителей, работающих с марблс, игроков. Проводятся мировые чемпионаты по марблс, издаются огромные красивые альбомы, посвященные коллекциям марблс, ими украшают вазы с цветами, выкладывают на дно аквариумов вместо речных камней, и даже фильмы не обходятся без них. Герой популярного фильма "Один дома", защищая от бандитов свой дом, рассыпал им под ноги коллекцию марблс. Все, наверное, смотрели этот фильм, и помнят, как выручили марблс в тот раз находчивого мальчишку.

Марбл (англ. marble , также означает «мрамор ») - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата . Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1 ⁄ 2 -1 дюйма (1,25-2,5 см) в диаметре, но размер может варьироваться от менее чем 1 ⁄ 30 дюйма (0,111 см) до более трёх дюймов (7,75 см), а некоторые «марблы» из художественного стекла - и более 12 дюймов (30 см) в диаметре. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles ). Они часто коллекционируются - как из ностальгии, так и за их интересные цвета.

На севере Англии эти шарики и игры с ними известны под названием «taws », а большие taws называют «бутылочными шайбами» (подобные марблы использовались в бутылке (англ.) русск. для газированных напитков, изобретённой британским производителем напитков Хирамом Коддом (англ.) русск. ).

История

Марблы предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана, недалеко от реки Инд. Различные марблы, сделанные из камня, были найдены на раскопках близ Мохенджо-Даро . Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла. В Риме каменные марблы делались, в основном, из мрамора, откуда и пошло английское название («марбл» по-английски и означает «мрамор»).

Немецкий стеклодув изобрёл в 1846 году устройство для изготовления марблов . Первое массовое производство игрушечных шариков (из глины) было начато в США, в городе Акрон, штат Огайо, С. Дайком в начале 1890-х годов. Некоторые из первых выпущенных в США марблов из стекла также были сделаны в Акроне Джеймсом Харви Лейтоном. В 1903 году Мартин Фридрих-Кристенсен, также из Акрона, штат Огайо, сделал первые стеклянные шарики, произведённые машинным способом, на своей запатентованной машине. Его компания, The MF Christensen & Son Co, производила миллионы игрушечных и промышленных стеклянных марблов, пока не прекратила свою деятельность в 1917 году. Следующий американской компанией, вышедшей на рынок стеклянных марблов, была Akro Agate. Эта компания была основана акронцами в 1911 году, но находилась в Кларксбурге, Западная Виргиния.

Игры

В различных странах существуют тысячи различных вариантов игры в марблы. Например, игра «ringer» подразумевает вычерчивание круга на песке, помещение туда нескольких марблов и попытки различными игроками выбить своими марблами марблы, находящиеся в круге. Другой вариант - «ролли», когда в земле делаются небольшие отверстия, куда помещаются марблы, после чего игроки своими марблами стараются выбить их оттуда.

Стр. 1 из 62

© 2015 Cecelia Ahern

© Л. Сумм, перевод на русский язык, 2015

© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016

* * *

Я видел ангела в куске мрамора и отсекал все лишнее, пока не освободил его.

Микеланджело

Мои воспоминания можно разделить на три категории: то, что я хочу забыть, то, что забыть не могу, и то, о чем я не помнила даже, что забыла, а потом вспомнила.

Самое первое воспоминание – о маме, когда мне было три года. Мы в кухне, она берет заварочный чайник и бросает его в потолок. Она взяла его обеими руками, за ручку и за носик, и швырнула вверх, словно на состязании по метанию снопов, и чайник ударился о потолок и рухнул обратно на стол, разбился вдребезги, во все стороны разлетелись мокрые лопнувшие пакеты, потекла коричневая водица. Не помню, что спровоцировало этот поступок или что было потом, но знаю, что он был вызван гневом, а гнев был вызван моим отцом. Это воспоминание плохо отражает мамин характер, представляя ее в невыгодном свете. Насколько я знаю, она никогда больше не поступала подобным образом, потому-то, наверное, тот случай и врезался мне в память.

Когда мне было шесть, мою тетю Анну остановили на выходе из «Свицерса». Волосатая рука охранника скользнула в ее сумку и вытянула шарф, с ценником и штрихкодом. Что было после, я не помню, помню только, как тетя Анна закармливала меня мороженым в Айлак-центре и смотрела с надеждой, как я его уплетаю, будто с каждой ложкой сладкого тают впечатления о неприятном инциденте. Но я сохранила живейшее воспоминание, хотя и тогда, и поныне всем кажется, будто я это выдумала.

Я хожу к дантисту, которого знаю с детства. Дружить мы не дружили, но крутились в одной компании. Теперь это солидный человек, щепетильный и строгий. Но когда он зависает над моим раскрытым ртом, я вижу пятнадцатилетнего подростка, обливающего мочой стены гостиной, где собралась наша тусовка: он орал, что Иисус – глава всех анархистов.

Встречаясь с нашей учительницей младших классов, тихоней, чьи слова мы даже на передних партах различали с трудом, я так и вижу, как она швыряет бананом в классного заводилу и орет: «Оставь меня в покое, бога ради, оставь меня в покое», – и, рыдая, выбегает из класса. Недавно, случайно повстречав одноклассницу, я припомнила этот эпизод – а она его напрочь забыла.

Мне кажется, когда я думаю о ком-то, кого не так часто вспоминаю, то на ум приходят именно самые драматические моменты или такие ситуации, в которых обнаруживалась та сторона, которую человек обычно скрывает.

Мама говорит, таков мой дар: помнить то, что другие забыли. Порой это проклятие, никто не радуется, если вновь выкапывают то, что хотелось зарыть поглубже. Меня можно сравнить с человеком, который во всех подробностях помнит пьяную ночку, а все его собутыльники только о том и мечтают, чтобы он не болтал.

Полагаю, такие сцены остаются в моей памяти, потому что сама я никогда так себя не вела. Не могу припомнить ни единого случая, когда я нарушила бы правила, когда из меня вылез бы другой человек, которого мне пришлось бы вытеснять из памяти. Я всегда верна себе. Стоит вам познакомиться со мной, и вы уже все обо мне знаете, больше во мне ничего нет. Я следую правилам, остаюсь самой собой и, видимо, не могу быть никем другим, даже в моменты величайшего стресса, когда срыв – или прорыв иной личности – был бы извинителен. Наверное, именно поэтому меня завораживает такая способность в других и я навсегда запоминаю те минуты, которые они предпочли бы забыть.

Говорят, что в эти мгновения человек перестает быть собой, но нет, я глубоко убеждена, что даже такие резкие перемены полностью соответствуют природе человека. Эта оборотная сторона тоже всегда присутствует, она затаилась, ждет момента, чтобы проявиться. В каждом человеке, в том числе и во мне.

1
Камрады

– Фергюс Боггс!

Только эти два слова я и разбирал в гневной проповеди отца Мерфи, да и то потому, что эти два слова – мое имя, а все остальное было по-ирландски. Мне пять лет, в страну я попал всего месяц назад. Мама переехала сюда из Шотландии со всеми нами после смерти папочки. Все случилось так быстро, папа умер, мы переехали, и, хотя я бывал в Ирландии прежде, в летние каникулы, чтобы повидать бабушку, дедушку, дядю, тетю и всех двоюродных, сейчас все по-другому: я никогда не видел эту страну в другое время года, и кажется, будто это другая страна. Каждый день с тех пор, как мы приехали, идет дождь. Магазинчик с мороженым закрыт, заколочен, как будто и не бывал никогда открыт, как будто я сам все выдумал. И пляж, куда мы все время ходили, кажется совсем другим, а щеповоз уехал. И люди совсем другие – темные, закутанные.

Отец Мерфи нависает над моей партой – высокий, широкий, серый. Он орет на меня, изо рта у него вылетает слюна, плевок попадает мне на щеку, но я не смею стереть его, чтобы не обозлить учителя еще пуще. Оглянулся на других мальчиков, как они к этому отнеслись, но тут он ударил меня. Влепил пощечину. Больно. У него на пальце кольцо, большое, и оно, кажется, порезало мне щеку, но я снова не решаюсь поднять руку и потрогать, а то вдруг он опять меня ударит. И мне понадобилось в туалет, очень срочно. Меня и раньше, бывало, кто-нибудь бил, но священник – никогда.

Он орет на меня, злобно, по-ирландски. Возмущается, что я не понимаю. Между ирландскими словами он вставляет изредка английские – требует, чтобы я научился понимать, давно пора. Но у меня не получается: дома никакой тренировки. Мама все время грустит, и я не хочу к ней приставать. Она предпочитает сидеть и обниматься, и я это тоже люблю. И когда я сижу у нее на коленях, мне совсем не хочется все портить болтовней. Да и вряд ли она помнит ирландские слова. Она давно уехала из Ирландии, служила няней в шотландской семье, а потом познакомилась с папочкой. Там никто не говорил по-ирландски.

Священник требует, чтобы я повторял за ним слова, но я едва дышу и не могу вытолкнуть слова изо рта.

– Támé, tátú, tásé, tásí…

– ГРОМЧЕ!

– Támuid, tá sibh, tá siad.

Когда он перестает орать, в классе становится так тихо, что я вспоминаю: в классе полным-полно мальчиков, моих ровесников, все слушают, как я, заикаясь, повторяю за ним слова, и он говорит всем, какой я идиот. Меня начинает трясти. Мне плохо. Срочно нужно в туалет. Я говорю ему. Его лицо багровеет, он достает кожаный ремешок. Он хлещет меня по рукам этим ремешком – позже ребята мне скажут, что между слоями кожи вшиты монеты. Он сулит мне по шесть «горячих» – шесть раз по каждой руке. Боль нестерпимая. Мне нужно в туалет. И вот это случилось прямо тут, в классе. Я боялся, что мальчики будут смеяться, но никто не смеется. Все смотрят в стол. Может быть, потом посмеются между собой, а может быть, все поймут. Или просто рады хоть тому, что это происходит не с ними. Мне стыдно, мне ужасно позорно, и так, он говорит, и должно быть. Он потащил меня из класса за ухо, тоже очень больно, потащил прочь от ребят, по коридору, втолкнул в темную комнату. Дверь захлопнулась, я остался один.

Спортивная игра Марблс или игра в шарики – одна из игр на свежем воздухе, где весь игровой процесс сводиться к выбиванию шаров противника из какого-то ограниченного пространства. Сейчас шарики делают из стекла и агата, раньше – из мрамора (что ясно из названия, ведь marbles с английского переводиться как «мрамор»), еще раньше – из металла, глины, орехов. А когда было это «еще раньше»? Когда зародилась эта замечательная игра в шарики?

Древние римляне придумали очень много различных игр, наверное, даже больше, чем какая-либо другая цивилизация. На их счету футбол, петанг, несколько разновидностей игры в кости, гольф и многие, многие другие. Оказывается, современная игра в стеклянные шарики – потомок римской игры в «орехи». На Сатурналии (Saturnalia ), древнем празднике в честь Сатурна (праздновался во время зимнего солнцестояния и является прародителем современного Рождества), у римлян было принято дарить друг другу массу подарков. Самым популярным подарком для детей был мешочек с орехами, а уж дети не упускали возможности с этими орехами немного поиграть (а нам все время запрещают играть с пищей – может быть, мы тоже что-нибудь придумали бы?)

В римской литературе мы встречаем ряд упоминаний об этой игре. О ней писал поэт «золотого века» Римской литературыПублий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso, 43 до н. э.- 17 н. э.). Последний западно-римский император Ромул Августвул играл в «орехи», когда был ребенком. На многочисленных барельефах, прошедших через века, мы видим играющих в нее римлян.

Так какими же были правила в «орехи»? Об этом никто не знает – они ушли в «Лету», как и Римская цивилизация. Но, изучая уже упомянутые барельефы, можно попытаться восстановить их. Если учесть, что многие римские игры с мячом (футбол или петанг) все же еще популярны у нас и претерпели не особые изменения, то можно предположить, что Древние играли в нечто очень похожее на Девять лунок (Archboard или Nine Holes ), Стрельба в линию (L ine shooting ) и Ring taw .

Но тут я, наверное, немного покривил душой. Сделал это не со зла: о римских «орехах» нам известно больше всего.Но были и другие, гораздо раньше. Правда, археологи до сих пор не знают, для чего они предназначались. Так, самые старые мраморные шарики были найдены в захоронении египетского ребенка в Нагада и дотируются 3000 до н.э.

Итак, мы остановились на «орехах». А что же дальше, спросите вы? Орехи мы проехали, теперь время глины.

Упоминание об игре в шарики мы встречаем во Франции 12 века. Там она называлась «bille », что можно перевести, как «небольшой шар». В Голландии игра была известна под названием «knikkers », т. е. «керамический». Свое же нынешнее название Марблс (marbles ) игра получила в Англии в 18 веке, когда туда были завезены мраморные шарики (напомню, что мрамор по-аглийски marble ) из Германии, где были созданы первые шлифовальные машины (что позволило делать шарики из полудрагоценных камней в промышленном масштабе).

Как историки пытались воссоздать правила игры в «орехи» по римским барельефам, так же можно понять правила для «bille » или «knikkers » по гравюрам Джекоба Ван дер Хейдена (Jacob von der Heyden ) или картинам Германа Сафтлевена (Hermann Saftleven ). К тому моменту было известно уже девять игр:

  • Девятьлунок (Archboard или Nine Holes)
  • Стрельба в линию (L ine shooting )
  • Ring taw
  • Пирамида
  • Baggora
  • Пять камней
  • Schreefje shieten
  • Stuiken
  • Rolduitje

Но продолжим наше путешествие во времени. Мы остановились на мраморе и пришла очередь стекла. Шарики из полудрагоценных камней были дорогими и их могли позволить себе только обеспеченные дети. Обычным же оставалось играть в керамические (к слову, они продержались вплоть до 19 века). Но они были хрупкие и их надо было как-то заменить.

И тут как всегда помог случай. В 1846 немецкие стеклодувы придумали ножницы для резки стекла. Причем тут marbles ? А притом, что теперь стекло можно было резать на маленькие кусочки, из которых, после обработки, получались замечательные стеклянные шарики! Они были столь же красивыми как мраморные, намного прочнее керамических и стоили дешево! Настоящее счастье для игроков того времени.

В далеком прошлом люди проводили досуг, как могли. Одним из занятий была игра в "камешки". Тогда камешки делались из глины или использовались обыкновенные камни. С тех пор правила соревнования претерпели некоторые изменения, но суть осталась та же.

Обточенные шарики для игр археологи находили при раскопках в Африке, Америке и остальных континентах. Ученые склонны предполагать, что в прошлом будущие охотники соревновались в камешки, чтобы тренировать точность, которая считалась крайне важной в то время. Забава развивалась вместе с человечеством.

В период Средневековья игры с шариками марблс снова стали популярными. Развитию игры с камешками марблс поспособствовало и появление специальной техники, которая позволяла обтачивать и шлифовать мрамор. Так и появились камушки для игры в камешки, которые назвали "марблс", т.е. "мраморные" в переводе с английского языка. Таким образом забава и приобрела нынешнее название - марблс.

Правила игры: как играть с шариками марблс

Что же это за игра марблс, как играть в нее? Правила игры марблс немного похожи на правила бильярда. Задача игроков состоит в том, чтобы выбить большее количество шариков, чем это удастся соперникам.

Для рассматриваемой забавы используются марблс круглой формы , приплюснутые камешки не подойдут. Камушек, которым стреляют, имеет свое название - "тоу". Он выполняет роль черного выбивающего шара в бильярде. Тоу отличается от выбиваемых камушков по размеру - он больше, чтобы выделяться.

Ни в одном соревновании не обходится без судьи, поэтому в данной забаве он тоже присутствует. При небольшом количестве людей, участвующих в развлечении, судье разрешается вести счет, помимо основных обязанностей.

Как кидать шарик? Сожмите руку в кулак, зажав между четырьмя пальцами и ладонью большой палец. Теперь вытяните указательный палец и положите выбивающий тоу в образовавшуюся ложбинку. Прижмите тоу указательным пальцем.

Такова исходная позиция. Вы уже поняли, что запустить снаряд поможет большой палец, резко выдернутый из кулака. Указательный палец выполняет роль прицела. Помните: чем крепче сжимаете тоу, тем точнее выстрел!

Очередь стреляющих составляется с помощью метода жеребьевки. На земле чертятся две линии, отделенные друг от друга расстоянием в три метра. Игроки встают у первой линии и стараются попасть камушком максимально близко ко второй линии.

полей. Старайтесь бросить тоу точнее, чтобы желаемый камушек оказался за границей поля (в ауте).

В этом случае игрок забирает выбитый снаряд себе. Победителем считается тот, кто соберет большее количество стеклянного драже.

В странах, где это увлечение популярно настолько, что приобрело форму мании, люди занимаются коллекционированием стеклянного драже. С развитием технологий стало возможным создание неповторимых камушков. Люди коллекционируют редкие цвета, собирают однотонные камни и камешки с разводами внутри.

просмотров