История создания шахмат презентация. Презентация на тему "история шахмат". Но для боя у полков

История создания шахмат презентация. Презентация на тему "история шахмат". Но для боя у полков

Тема: Рождение, история развития шахмат.

Цели:

Познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;

Способствовать формированию элементарных представлений о других странах;

Дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

Воспитывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка»

Алексеевского муниципального района РТ

Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему

«Рождение, история развития шахмат»

Валеева Фануза Ранифовна, руководитель

пгт. Алексеевское

2016

Тема: Рождение, история развития шахмат.

Цели:

Познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;

Способствовать формированию элементарных представлений о других странах;

Дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

- воспитывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.

Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. -

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).

Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

3. Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».

Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.

Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).

Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..)

А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?

4. Происхождение шахмат.

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:

«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает.

Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.

Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.

«Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть

А мудреца велел хорошо наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя. Слайд 2

Страна возникновения шахмат – Индия Национальный флаг Национальный герб

Шах шеран-шихран

Армия чатуранга

Древние шахматы

Шах играет в шахматы

Современные шахматы



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2009"

Происхождение шахмат

Координатор:

учитель истории и обществознания Чикунов М.П.

Соловьева Елизавета и Перевицкая Ксения

Происхождение Шахмат

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду , которая приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 − 1 ≈1,845×10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³) . Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга . В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья ), конь , слон , король ) и по четыре пешки . Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Происхождение шахмат

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами . На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали ). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата , а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж , у персов - «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась « шатар » или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам , шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом . 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи « Карнамук ». В 819 году при дворе халифа аль- Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая . В 847 году вышла первая шахматная книга , которую написал Аль- Адли .

Происхождение шахмат

Появление шахмат на Руси

Русские шахматы XVII века и фрагмент доски.

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси , придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат , либо от среднеазиатских народов, через Хорезм . Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь - переводы соответствующих арабских терминов, ферзь - созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан») . Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи . Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал на Русь в X-XI веках, из Италии , через Польшу .


  • Вопросы:
  • Какую награду попросил бармин за своё изобретение?
  • Когда появилась родственная шахматам игра и как она называлась?
  • В каком году вышла первая шахматная книга и кто её написал?
  • В каком году шахматы появились на Руси?

Ответы: 1 зёрна. 2 не позже начала VI века. Чатарунга. 3. В 847 году, написал Аль- Адли. 4 В 820году

Софья Слиж
НОД. Знакомство детей 6–7 лет с историей шахмат.

Конспект занятия кружка по обучению детей игре в шахматы

для детей 6-7 лет

Цель : познакомить детей с историей шахмат

Задачи :

Обучающие :

-познакомить детей с историей появления шахмат ;

Расширить знания детей о шахматах как спортивной игре ;

Развивающие :

Развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;

Развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

Развивать активную речь детей , умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Средства :

1. Наглядные - открытка с изображением короны;

2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой

3. мультимедийные - компьютерная презентация

4. Оборудование : фигуры шахмат , шахматная доска , видеоряд : индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада .

Словарная работа : шахматное поле , правители, раджа, мудрец, восток, запад,

Инструктор по физкультуре :

Здравствуйте ребята!

1. Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.

Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей )

Что вы знаете о шахматах ?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой ?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации «Шахматы »

Комментарии по ходу слайдов.

Какая самая главная фигура в шахматах ? (ответ детей )

Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы ?

(ответы детей )

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга» .)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги) .

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока .

Из каких материалов делали шахматы , как вы думаете? (ответы детей )

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5. Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин)

Просмотр разнообразия шахмат на западе .

Игра «Море волнуется» .

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется» , но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные , но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура» , то есть шахматная .

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске .

Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.

Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.

Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску .

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли : являются ли шахматы королевской игрой ?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей )

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король .

Все что вы узнали о шахматах можно рассказать родителям, братьям и сестрам.

Публикации по теме:

Цель: Знакомить с историей и культурой родного города детей старшего возраста. Задачи: Обучающая. Обобщить знания об одной из старинных.

"Неделя шахмат и шашек" во 2 младшей группе детского сада. Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы, можно ли обучать.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Исправить это можно, уделив проблеме нравственно.

Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.


На квадратиках доски

Короли свели полки,

Но для боя у полков

Нет ни пушек ни штыков. Что это?


  • История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет.
  • Были изобретёны они в Индии в V - VIвеке и распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

  • Зовется Шахматной страной Двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой – Двухцветная война Там обе армии смелы, Борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, В другой бойцы черны. Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой Тот, кто решительней, умней, Вот там закон какой!

ПЕШКА

Пешка, маленький солдат,

лишь команды ждёт,

чтоб с квадрата на квадрат

двинуться вперёд.

На войну, не на парад,

пешка держит путь,

ей нельзя пойти назад,

в сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей,

в рукопашный бой,

первым ходом можно ей

сделать шаг двойной.

А потом - вперёд, вперёд,

за шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт?

Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна

пешка до конца –

превратится там она

в грозного бойца.

Кем ей стать – ферзем, ладьей?

Может быть, конем?

Как решить вопрос такой,

Мы потом поймем.


  • Видимо, ладья упряма,
  • если ходит только прямо,
  • не петляет - прыг да скок,
  • не шагнёт наискосок.
  • Так от края и до края
  • может двигаться она.
  • Эта башня боевая
  • неуклюжа, но сильна.
  • Шаг тяжёлый у ладьи,
  • в бой её скорей веди!

КОНЬ

Не мила коню неволя,

перед ним простор широк,

очень ловко на два поля

совершает конь прыжок,

замечательный прыжок:

поле - прямо, поле - вбок!

Ну, а если угрожает

окружения заслон,

через тех, кто окружает,

перепрыгивает он,

совершает конь прыжок:

поле - прямо, поле - вбок.

Замечательный прыжок:

поле - прямо, поле - вбок!


  • Если слон на белом поле
  • встал вначале (не забудь!),
  • он другой не хочет доли -
  • знает только белый путь.
  • А когда на поле чёрном
  • слон стоит, вступая в бой,
  • ходит, правилам покорный,
  • чёрной тропкой слон такой.
  • До конца игры слоны
  • цвету одному верны.

ФЕРЗЬ

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон - и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

доски чёрно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали -

ты больше вниманья ферзю удели.


  • Король любит гладкий, расчищенный путь:
  • в любую он сторону может шагнуть,
  • однако легко ты заметишь, дружок,
  • что в силах он сделать не шаг, а шажок.
  • Всего одно поле - вот шага длина,
  • не очень проворен король-старина.
  • Зато начеку королевская рать -
  • должна короля она оберегать.
  • Ведь если б король беззащитный погиб,
  • фигуры войну продолжать не могли б.
  • Запомни: король всех главней, всех важней,
  • нет в шахматном войске важнее вождей!

Здравствуйте, мои друзья, угадайте: кто же я!

  • Есть тихий спорта вид - Спортсмен всегда сидит, Соперник перед ним Безмолвный, словно мим. Слова им не нужны, Раздумья здесь важны. Умы воюют тут. Часы идут, идут. Нет хуже для ребят Двух слов, чем «шах» и «мат». Шахматы
  • На шахматной доске - Сильнейший он. «Плывёт», ну, как ладья, И «топает», как слон.
  • Ферзь
  • Их на поле всего два,
  • Из-за них идет война.
  • Одного поймать в ловушку -
  • Прекращается игра.
  • Король
  • Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно, это –
  • пешки
  • Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным…
  • конём.

  • https://www.google.ru/imghp?newwindow=1&hl=ru&biw=1920&bih=955&tbm=isch&btnG =
  • http://www.supertosty.ru/stihi/stih_819.html
  • http://fenix64.com/stix-pro-peshku/
  • http://www.dityachi-zagadky.org.ua/
  • Е. Ильин,Стихи «Приключения пешки»
  • Инна Весела, Иржи Веселы, « Стихи о шахматных фигурах»

Одну из подобных легенд я и хочу рассказать. Чтобы понять её, не нужно вовсе уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфлённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые). Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый учёный, получавший средства к жизни от своих учеников. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь. Мудрец поклонился. Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё пожелание, - продолжал царь. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её. Сета молчал. Не робей, - одобрил его царь. Выскажи своё желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его. Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелому размышлению, я сообщу тебе мою просьбу.


Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы. Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. Простое пшеничное зерно? - изумился царь. Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвёртую - 8, за пятую - 16, за шестую - 32 … Довольно, - с раздражением прервал его царь. Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.


За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду. Повелитель, - был ответ, - приказание твоё исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зёрен. Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно. Вечером, отходя ко сну, царь ещё раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца. Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт. Почему медлят с этим делом? - гневно воскликнул царь. Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю. Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его. Прежде чем скажешь о твоём деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час, - ответил старик. Мы добросовестно исчислили всё количество зёрен, которое желает получить Сета. Число это так велико... Как бы велико оно не было, - надменно перебил царь, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана...


Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах всего государства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажите растопить льды и снега, покрывающие далёкие северные пустыни. Пусть всё пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И всё то, что родиться на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца. Назови же мне это чудовищное число, - сказал он в раздумье. 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615, о повелитель. Т.е зерен.


Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом, в этом вы сами можете убедиться терпеливым подсчётом. Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды. Но он легко мог бы, будь он силён в математике, освободиться от столь обременительного долга. Для этого нужно было лишь предложить Сете самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу.


В самом деле: если бы Сета, принявшись за отсчёт, вёл его непрерывно день и ночь, отсчитывая по зерну в секунду, он первые сутки отсчитал бы всего зёрен. Чтобы отсчитать миллион зёрен, понадобилось бы не менее 10 суток неустанного счёта. Один кубический метр пшеницы он отсчитал бы примерно в полгода: это дало бы ему всего 5 четвертей. Считая непрерывно в течение 10 лет, он отсчитал бы себе не более 100 четвертей. Вы видите, что, посвятив счёту весь остаток своей жизни, Сета получил бы лишь ничтожную часть потребованной им награды.


ЛИТЕРАТУРА Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. - М.: Из-во «НЦ ЭНАС», Перельман Я.И. Живая математика. М.: Из-во «Наука», Над презентацией работал: Пыльнов Игорь. Учитель математики: Л.И.Кунаева. Класс: 6 «Б». Школа: ГОУ СОШ 511.

просмотров