Педагогический проект в детском саду. Театрализованная игра. Проект игровой деятельности «Удивительный мир игры Основные задачи проекта
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.
Скачать конспекты
В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта — результат творческой работы, а результат нашего проекта — улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
А) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
Б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
В) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).
При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными — это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь — я тебе тоже помогу).
Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
Со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.
Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.
При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!
Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному
развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых
упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».
Задачи педагогического проекта
Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,
эмоциональных и физических состояниях;
Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;
Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости
(пожалеть, утешить, угостить и др.);
Воспитывать культуру поведения и общения;
Углублять представления о семье, родственных отношениях;
Активно выражать доброе отношение к близким;
Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения
признательности, обращения с просьбой;
Развивать самоконтроль над своими действиями;
Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,
возможностях, достижениях;
Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;
направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных
и справедливых поступков.
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический
анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную
помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация
дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в
доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной
личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего
дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги
испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких
негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,
враждебность и т.п.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а
значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая
ответственность по воспитанию подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во
взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на
данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку
почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у
ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать
реальный результат.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,
выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои
действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в
деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его
действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во
взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей
усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных
взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,
как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из
беды, преодолевая препятствия, и т.п.
Таким образом, использование игровых технологий является одним из
ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего
возраста.
Гипотеза
Использование игр и игровых упражнений при организации совместной
деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий
образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-
личностного развития более успешно и комфортно для детей.
Проверка гипотезы
Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.
I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по
вопросу использования игр и игровых упражнений при организации
совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-
личностного развития дошкольников.
Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в
соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего
возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,
которая и была взята за основу работы.
II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало
проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе
составили:
1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,
соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3
2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают
правила игры – 2,9
3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к
театрализованной деятельности – 3,2
4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в
речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1
5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и
ведомого в зависимости от ситуации –2,8
6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на
праздниках, спектакле) –3,3
Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального
генеза.
III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на
природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,
восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе
социальных отношений, окружающем мире.
Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия
тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со
сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети
могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.
Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные
упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что
способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.
Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.
1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через
отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в
повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся
рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.
Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его
окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на
них.
Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,
дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти
различия он видит не только в половой принадлежности, но и в
особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы
занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от
друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь
научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,
«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».
2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые
упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и
состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия
построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;
используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что
помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт
самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-
чувственной сферы детей.
Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».
«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».
«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».
«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».
«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные
руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).
3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена
но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение
своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции
в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне
с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его
самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе
организации совместной деятельности педагог помогает каждому
ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении
способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в
процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются
следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,
«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,
«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,
«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,
«Чью сторону ты примешь?».
IV. Проведение совместной деятельности.
V. Анализ совместной деятельности.
Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной
гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта
[таблица]
1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,
договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,
соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.
2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают
трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам
правила игры.
3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к
театрализованной деятельности.
4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в
речи, дистанции при общении, поведении).
5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и
ведомого в зависимости от ситуации.
6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на
праздниках, спектакле).
Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и
игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми
старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»
позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно
улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.
В результате совместной деятельности дети стали лучше:
Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других
людей.
Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Видеть друг в друге сходные черты и различия.
Проявлять эмпатию и толерантность.
Описывать свое настроение, понимать настроение других.
Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.
Выражать свои чувства и понимать чувства другого.
Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные
состояния человека.
Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на
Находить конструктивное решение конфликта.
Всё это способствует формированию у детей целостного представления о
себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,
противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных
социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это
обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,
решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.
[Скачать презентацию]
Проект организации театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников.
Педагогический проект «Театральный четверг».
Планирование театрализованных занятий для старших дошкольников.
Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.формирование диалоговой речи у старших дошкольников средствами театрализованной игры.Образовательные:
учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать артистические навыки детей;
развивать познавательные способности детей;
способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом-архив.
Гипотеза проекта:
в основу исследования было положено предположение о том, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи старших дошкольников может быть эффективным при следующих условиях:
в ДОО, создание коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
создание единого центра сотрудничества педагогов и родителей воспитанников на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.
Для организации театрализованной деятельности, и оформлении развивающей предметно – пространственной среды со старшими дошкольниками используются следующие принципы:
принцип психологического комфорта, свободы и самостоятельности – создание условий, в которых воспитанники чувствуют себя «как дома», самостоятельный выбор «по душе»;
принцип гибкого зонирования и творчества (креативности)– построение непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу; приобретение собственного опыта творческой деятельности,
принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира и личностного отношения воспитанника к полученным знаниям, а также умения их использовать в своей практической деятельности;
принцип вариативности и новизны – развитие у воспитанников вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задач, умение находить выход из трудного положения, преодоление стереотипности и однообразия среды;
принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечение им продвижения вперед, учет педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника: их характера, темперамента и т.д.
Ожидаемый результат:
Дети:развитие диалоговой речи;
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)
Подготовительный этап:
Сроки: сентябрьДеятельность педагога:
изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Театральный четверг»;
проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
определение содержания деятельности всех участников проекта;
создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
создание образовательной ситуации и игровой среды;
разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».
Основной этап:
Сроки: октябрь – апрельСовместная деятельность детей и педагога:
проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
участие воспитанников и педагогов в городских театральных конкурсах;
организация и проведение экскурсии в школьный музей «Кукольный театр»;
чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой» детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста;
зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние Святки».
фольклорное развлечение: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись»;
итоговое развлечение для старшего дошкольного возраста ко Дню защиты детей «В гостях у Хозяйки Медной горы»;
организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
изготовление кукол для показа русских народных сказок;
проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
совместное участие в районных театральных конкурсах;
совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
конкурс на лучшее название проекта;
просмотр различных детских спектаклей;
участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, на гапитах, «Рукавичка», на магнитах, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.
Заключительный этап:
Сроки: май«Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
видеоклип (нарезка интересных моментов выступлений);
проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
мультимедийная презентация театрализованного развлечения «В гостях у Хозяйки Медной горы», подведение итогов педагогического проекта.
В работе с детьми использовались следующие средства:
Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен;
владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;
работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра;
звукозапись, видеоматериалы.
При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывались:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребенка;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и педагогов ДОО.
Помимо традиционных форм работы с семьей, активно использовались инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол»;
тематические выставки;
анкетирование родителей, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
семейные творческие встречи;
открытые занятия для просмотра родителей;
«Родительская гостиная»;
конкурс «Семейных талантов»;
портфолио «Семейного успеха» и ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
«День открытых дверей»;
групповая газета «Дошкольник»;
интернет-группа «Солнышко» http://ok.ru/group/54310412156937 ;
сайт ГБОУ Школа № 1238 http://sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/roditel_skij_klub/gruppa_10/ ;
ведение блога /blogs/melnikova
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для занятий театрализованной деятельностью, мы опирались на следующие принципы:
принцип обеспечения права на игру, основополагающий принцип, который позволил воспитанникам реализовать свое право на театрализованную игру, на выбор темы, сюжета, места и времени театрализованных игр;
принцип систематичности, усвоение материала давалось воспитанникам в определенном порядке, системе;
принцип комплексирования и гибкого зонирования, жизненное пространство группы дало возможность построить непересекающиеся сферы активности, это позволило воспитанникам заниматься театрализованной деятельностью, в соответствии с их желаниями и интересами, не мешая друг другу;
принцип активности, который стимулировал активность и познавательную деятельность детей, позволил им свободу выбора и действий;
принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.
Для организации и оснащения театрализованного уголка старшей группы понадобилось театрально-игровое оборудование:
большая и малая ширмы, ограждения, простейшие декорации, изготовленные родителями и детьми;
стойка-вешалка для костюмов,
костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В театрализованной деятельности мы использовали различные виды кукольного театра
: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, настольный, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки и т.д.
Для театрально-игровой деятельности использовались технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, интерактивная доска.
В структуру проекта «Театральный четверг» входят следующие разделы:
1. «Культура и техника речи»;2. «Основы театральной культуры»;
3. «Основы кукловождения»;
4. «Основы актерского мастерства»
Дополнительные разделы:
5. "Проведение тематических театрализованных праздников";6. "Проведение тематических досугов и развлечений";
7. "Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование"
Педагогический проект «Театральный четверг» завершается постановкой развлечения, посвященного Дню Защиты Детей, под названием «В гостях у Хозяйки Медной горы». (см. Приложение+фото)
Формы работы:
Театрализованные игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей, открытых занятий для просмотра родителями, показ представлений для малышей.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение детской литературы.
Оформление альбома о театре.
Формы родительского собрания «Круглый стол», «Семейные творческие встречи», «Родительская гостиная».
Тематические выставки, конкурсы.
Анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.
Портфолио «Семейного успеха».
«День открытых дверей».
Групповая газета «Дошколёнок».
По окончании театрализованного проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
запоминать заданные позы;
запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
составлять предложения с заданными словами;
сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу,
что реализованный проект способствует формированию диалоговой речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах, укреплению здоровья детей с помощью упражнений и гимнастики; мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, педагогическим проектом доказали, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников эффективно при:
создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.
Приложение+фото
1.Раздел «Культура и техника речи»:
Тема 1. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э», «А», «О».
Тема 2. «Разогревающий массаж. Упражнение на произношение гласных и согласных «У», «Ы», «П», «Б».
Тема 3. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д».
Тема 4. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Т», «Д».
Тема 5. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Л», «Р», «Н», «М».
Тема 6. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «С», «З», «Ш», «Щ».
Тема 7. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок, скороговорок. Речевая игра с движением «Петрушка».
Тема 8. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. «Игра в дирижера».
2. Раздел «Основы театральной культуры»:
Тема 1. «Что такое театр?». Виды театров: настольный, магнитный, театр на гапитах, конусный театр, на цилиндрах, театр «Рукавичка», пальчиковый и т.д.
Тема 2. «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 3. «Сказки из бабушкиного сундучка». Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актер.
Тема 4. «Тихо! Идет спектакль!». Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 5. «Все о театре». Рассматривание иллюстраций о театре. Изготовление театральных билетов.
3.Раздел «Основы кукловождения»:
Тема 1. «Удивительный мир кукол!». Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 2. «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3. «Куклы на сцене». Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4. «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 5. «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6. «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7. «Юные актеры». Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
4.Раздел «Основы актерского мастерства»:
Тема 1. «Фантазеры». Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2. «В зоопарке». Музыкально-образные характеристики животных, птиц, пластичность жестов.
Тема 3. «Путешествие в мир животных». Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4. «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление и т.д..
Тема 5. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем!». Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6. «Мини – сценки из знакомой книжки». Понятие: режиссер, декоратор. Обыгрывание небольших по объему сценок.
5.Раздел «Проведение тематических театрализованных праздников»:
«День знаний»;
«Золотая осень»;
«Новогодний фейерверк»;
«8 марта - праздник мам»;
«День Победы».
6.Раздел «Проведение тематических досугов и развлечений»:
«Сказка о Капельке»;
«Праздник деревянной ложки»;
«Дорожная азбука»;
«В гостях у бабушки Настасьи. Святки-Колядки»;
«Профессия - почтальон»;
«Зимние спортивные соревнования. Как Весна с Зимой силушкой мерялись»;
Итоговое театрализованное развлечение «В гостях у Хозяйки Медной горы», посвященное Дню Защиты детей.
7.Раздел «Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование
Оформление художественных выставок: «День знаний»; «Золотая осень», «Зимний фейерверк», «В гостях у сказки» и т.д.
Атрибуты к досугу по ПДД «Дорожная азбука»; «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»; Масленица».
Оформление выставок: «Ата-баты шли солдаты!», «8 марта», «День Смеха», «День Победы».
Ольга Лир
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста .
Представленный практико-ориентированный проект описывает интегрированный характер деятельности педагогов детского сада по созданию единого игрового пространства. В работе отражены актуальность и значимость, проекта , его характеристика, этапы реализации и предполагаемые результаты.
Предназначено педагогам ДОУ .
Актуальность проекта
Значимость и новизна проекта
Цель и задачи проекта
Характеристика проекта
Результаты проекта
Описание проекта
Этапы реализации проекта
Литература
Приложения
Приложение 1. Анкеты для родителей
Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми
Приложение 3. Картотека по использованию нестандартного оборудования
Приложение 4. Модель интеграции деятельности педагогов ДОУ
Приложение 5. Формы работы с родителями
Актуальность проекта
В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает «утончение» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться » и «выиграться » .
В настоящее время игра ребенка - это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде . За последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть , особенно в сюжетно-ролевые игры.
Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты» , которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.
Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, и сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к игре у детей .
Анкетирование родителей с целью определения, как они понимают задачи воспитания через игру, умеют ли организовывать игры, создать для этого условия, выявлять интересы детей , показало заинтересованность родителей в сотрудничестве семьи и детского сада по развитию игровой деятельности
Значимость и новизна проекта
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника , являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес .
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего интеллектуального воспитания , и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра , в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
Цель и задачи проекта
Цель : предоставлять каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства .
Задачи :
Уважать свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;
Использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка , подготовки его к школе, развития «детского общества» .
Создавать условия для развития индивидуальности каждого малыша;
Обеспечивать атмосферу психологического комфорта для детей;
Учитывать возрастные психологические особенности детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;
Использовать возможности игры в диагностических и коррекционных целях;
Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными .
Характеристика проекта
Направленность проекта : комплексный (разные виды детской деятельности : познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, физическая, игровая).
Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность : долгосрочный (1 год)
Основополагающие принципы реализации проекта опираются на принципы программы Дороновой Т. Н. «Радуга :
преемственность и непрерывность;
интеграции разных видов деятельности;
учет индивидуальных особенностей;
чередование организованной деятельности и самостоятельного времени для свободной игры;
изменение работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости;
включение моментов, способствующих эмоциональной нагрузке, создающих у детей радостное настроение.
Результаты проекта :
Предполагаемые результаты :
Создание развивающей среды , которая включает зону для свободной самостоятельной игровой деятельности.
Оформление методической разработки для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства;
Обобщение материала для родительских собраний и консультаций;
Описание проекта
Проект «игра как средство развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников » разделен на три этапа.
Диагностический этап на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр детей через анкетирование, определить уровень владения воспитанниками игровой деятельности. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий п. Диагностику проводят воспитатели. (Г. Репринцева кандидат педагогических наук . Институт социальной педагогики РАО . Москва)
Так как проект реализуется на протяжении 1года, практический этап осуществляется согласно учебному и тематическому плану.
Практический этап включает в себя различные виды деятельности : познавательные занятия игровой направленности, использование игровых тренингов для развития мелкой моторики рук и речи на занятиях по развитию речи , многообразие игр в свободное от занятий время на развитие внимания , мышления, память, нравственно-волевых качеств, формирование детского сообщества и другое. Эффективность проекта достигается путем интеграции деятельности различных педагогов ДОУ .
Основным и значимым разделом проекта является сотрудничество с родителями. «Родители являются первыми педагогами » . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закон РФ «Об образовании» ). На протяжении всего срока осуществления проекта в план воспитательно-образовательного процесса вносятся мероприятия по привлечению родителей к информационной, досуговой, продуктивной деятельности.
На заключительном этапе созданная развивающая среда , которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности, методическая разработка для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства, и материал для родительских собраний и консультаций будут являться продуктом проекта .