Современная ходячка, фотографии монет современной ходячки. Первые деньги на руси Начало чеканки русской монеты при каком князе

Современная ходячка, фотографии монет современной ходячки. Первые деньги на руси Начало чеканки русской монеты при каком князе

В Древней Руси видов денег было великое множество. Все они имели разные названия, часть которых не дошла до наших дней. А сохранившиеся монеты являются гордостью нумизматов .

Первым прообразом денег на Руси служил натуральный обмен, когда в качестве платы за желаемый товар предлагался другой, не менее ценный. Это мог быть крупный рогатый скот или пушной зверь, такой как белка, соболь, куница, медведь и другие.

Русская земля славилась пушниной. Это привлекало много иноземных торговцев различными заморскими диковинами, которые стремились выменять их на «мягкую рухлядь ». Так на Руси прозвали мех.

По мере того как торговля развивалась, стали использовать и первые деньги на Руси в виде металлических монет. Это были арабские дирхемы из серебра и золотые византийские монеты. На Руси за ними закрепилось название куны – кованые металлические монеты. Кунами на русской земле называли любые монеты, независимо от места их происхождения.

Первые деньги на Руси появились в IX веке

Первые деньги на Руси появились в IX веке и были завезены на русскую землю восточными торговцами, особенно из Византийской империи, где в ходу уже были чеканные золотые монеты. Затем стали появляться монеты из других стран.

Собственную чеканку монет на Руси освоили в X веке. Их прозвали златниками и сребрениками . На монетах чеканили образ князя Киевского с трезубцем, служившим гербом Рюриковичей и Киевской Руси. Эти монеты были обнаружены при раскопках кладов того времени. До этого момента считалось, что на Руси не чеканили собственных денег.

Киевский великий князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) чеканил на монетах трезубец, с одной стороны изображался портрет князя, а с другой было написано: «Владимир на столе, а это его серебро».

Деньги на Руси исчезли в период татаро-монгольского ига, в связи с остановкой торговли. В качестве расчётной единицы использовали раковины и серебряные слитки. Эти слитки называли гривнами. Гривна имела разную форму. В Новгороде она была похожа на брусок, а в Киеве выглядела как шестиугольник и весила 200 граммов.

Позже, в Новгороде за гривной закрепилось название рубль . Половину рубля называли полтиной. Изготавливали рубль расплавкой серебра в печи, и заполняя им формы. Для заливки использовали мерную ложку – льячку. Вскоре рубли вышли далеко за пределы Новгорода.

В конце XIX века название «полтинник», а на монете начинает красоваться надпись «50 копеек».

Победив татаро-монгол, чеканку монет возобновили в Москве в период правления Дмитрия Донского. Его образ с топором и саблей чеканили вместе с регалиями золотоордынского хана. Ведь земля русская ещё зависела от Золотой Орды.

Монеты были серебряные и назывались денга , что значило звонкая.

Позднее, вместо изображения сабли и топора стали чеканить копьё. Отсюда и пошло название копейка .

С развитием государства изображение на монетах менялось. Да и сама монета претерпевала изменения, включая и материал изготовления.

Когда появились первые деньги на Руси? В каком виде они использовались и для чего? Обо всем этом мы сегодня и поговорим.

В 9 веке на Руси за деньги считали шкуры животных, камни, пищу. Но самым ценным товаром на Руси была русская пушнина. Нас лес был очень богат различными животными. Это привлекло торговцев с Востока, особенно Византийскую империю, где уже чеканились монеты из золота. Так и появились деньги на Руси.

Также на Русь завозились западноевропейские монеты, и поэтому деньги на Руси назывались «златники» и «серебренники». Затем было придумано свое, русское, название - рубль. Рублем называли серебряный слиток из Новгорода, а его половину называли полтиной.

За всю историю существования Древней Руси денег и их видов

Было много, много названий. Сначала называли златниками и серебренниками, затем гривнами серебра, затем пражскими грошами, дирхемами, кунами, ногатами, пулами, деньгами. Перечислять можно очень долго, да и многие названия нам неизвестны. А вот бумажные деньги в нашу страну пришли поздно, при царице Екатерине II.

Полна загадок история денег на Руси. Современная рублёвая монета совсем не похожа на предшествующие ей старинные деньги. Еще несколькими веками раньше на её месте была шкурка пушного зверя.

Возникновение денег играет ключевую роль в развитии древней экономики, торговли, ремёсел. В истории денег прослеживается история основания государства, его ментальности, пути к суверенитету и самобытности. Нет денежных средств – нет государства и производства. Поэтому деньги не всегда служили средством для создания финансового комфорта граждан. Их общеисторическое значение привлекало известных учёных, чьи научные мытарства увенчались разгадкой природы денег и выяснением взаимосвязи между ними и состоянием страны.

В начале за расчётные средства принято было считать лоскуты ткани, камни, шкуры . Но ткани портились, шкуры отсыревали и подвергались уничтожению молью, ракушки были довольно хрупкими, камни были тяжелыми и неудобными, особенно когда покупка была солидной. Существование бартерных обменов замедляло рост торговли, определить соотношение ценности вещей тоже не всегда было возможно. Создание системы денежных знаков поставило всемирную историю на новую ступень развития. Мир разделился на покупателей и продавцов.

Удобные железные деньги полюбились не только русскому человеку, но и жителям всех континентов. Чеканка монет накрыла весь мир своей властью и стала истинной инновацией на фоне расчёта шкурами и металлическими слитками. Каждое могущественное средневековое государство отличалось особой монетой. Поскольку государственность на Руси была приторможена бесконечными военными конфликтами и нападениями иностранных войск, национальная валюта отсутствовала, что не отразилось на чувстве патриотизма и самосознании русичей. Арабские дирхемы устраивали жителей Руси в качестве основных денежных знаков. Римские денарии служили вспомогательной валютой. Изящные византийские монеты также были наиболее часто встречаемыми на русском рынке.

Денежные единицы, независимо от их происхождения, носили исконно русские названия, которые присваивались шкурам пушных животных: «резана», «ногата», «куна» и т. д. Колоритные названия, не правда ли? Если вслушаться в них, можно обнаружить логический подход: «куна» — шкура куницы, «ногата» — отрезок шкуры с ноги животного, «резана» — фрагмент со шкуры головы животного, который меньше ценился.

Когда мы начинаем говорить об истории возникновения денег конкретно на Руси? Истоки отслеживаем ещё при хождении иностранных денег, но начиная с Х века ситуация изменилась бесповоротно. Русь превратилась в могущественное государство со своей религией, культурой и денежными знаками.

Владимир Красно Солнышко – рассвет русской государственности

Дирхемы Арабского халифата, именуемые «кунами», циркулировали на Руси благодаря арабским купцам. Но в Х веке поток серебряных монет с арабской вязью прекратился. На смену им пришли римские денарии грубой чеканки. Но правление Владимира Святославича принесло на Русь новые торгово-экономические отношения и новую веру. Крещение в 988 г, сокрушительные победы в войнах, налаженные отношения с Византией – всё располагало к созданию новых денежных знаков. С этого началась история возникновения денег в России.

Начался активный выпуск «златников» и «сребреников». Поскольку идея создания собственно русских денег была не новой, им передались характерные черты арабской и византийской чеканок.

Читайте также

История: Успешный продавец

Надо отметить, что торговая ценность монет была не столь высокой, как, например, культурно-политическая. Златники и сребреники прививали народу любовь к Богу, почитание религиозной веры и князя. Была бы экономическая надобность в деньгах, они бы существовали, но, демонстрируя жителю Киевской Руси его главные приоритеты, монета обесценилась через 30 лет после своего появления и исчезла на три века.

Откуда взять денег?

История развития денег на Руси не утаивает тяжёлых периодов борьбы за русскую государственность. Татаро-монголькое иго задушило торговлю, перекрыло денежные потоки на русские земли, внешнеэкономические связи изменили своё направление. Высокоразвитая Византия с её духовной культурой и политической мощью перестала быть ближайшим союзником Руси.

Интересное видео о появлении денег:

Серебро и золото стали редчайшими гостями в Киевской Руси, т. к. завоз драгоценных металлов осуществлять было некому, а свои месторождения не были найдены. Одним словом, тяжелый ХIII век лишил Киевскую Русь не только суверенитета, но и всего накопленного, в т. ч. собственных денег. Золотоордынские дирхемы выполняли функцию национальной валюты. Но златники и сребреники канули в пучину времени и гнёта. Были некоторые предметы, служившие для мелочной торговли, но никакой политической значимости они не несут.

Но почему безмонетный период всё-таки плодотворен с исторической точки зрения? Потому что именно в ХIII веке появилась русская денежная единица – рубль. Но это была не бумажная купюра и даже не монета. Серебряный слиток, созданный в Новгороде, стал праотцом нашей денежной единицы.

Эпоха Возрождения

То ли дело ХIV век, с которым вновь начался рассвет русской национальной валюты! Этот рассвет был обусловлен культурным и экономическим подъёмом. Несмотря на пребывание под Ордынским игом, русские земли отреагировали на наступление эпохи Возрождения подъёмом торговли и образованием новых торговых связей. Вскоре от татарских набегов оправилась Северо-Восточная Русь. В городах русских княжеств крепла торговля. Действительно, Русь в ХIV веке была воинственной, недоверчивой и разрозненной: каждый князь пытался создать независимое политическое пространство. И вновь посыпались монеты.

История денег на Руси не знала более богатого и буйного периода. В каждом княжестве чеканились уникальные монеты, прославляющие князей и Бога: русский человек всегда отличался набожностью. Князья осмелели, и разнообразие монет наводнило киевскую Русь. В течение каких-то пятидесяти лет (конец ХIV века) чеканка появилась в Москве, Рязани, Новгороде, Ростове, Твери, Ярославле и др. Хочется напомнить, что монетное дело как таковое отсутствовало на Руси около трёх столетий, что стало причиной низкого качества чеканки. При Ярославе Мудром это был шедевр, а в новой Руси – кусочек проволоки, по которому ударили чеканом с изображением. Арабский образ долго не сходил с русских денег.

Русские серебряные монеты в эпоху Возрождения стали называться «денги», что значит «звонкий». Металлические деньги по-прежнему оставались единственным расчётным средством. Они превалировали в денежном обороте даже с введением бумажных ассигнаций и кредитных билетов. Помимо серебряной денги изготавливались медные пулы. Обе разновидности денег использовались в качестве полноценного платёжно-расчётного средства.

Железные деньги государства Московского

Московское государство началось с Москвы, сильного княжества под венцом правления Дмитрия Донского. Как уже сказано, это княжество – одно из первых, возобновивших чеканку монет после длительного безмонетного периода. После победы султана Тотамыша на Куликовском поле Дмитрий Донской вынужден был платить дань. Мы снова наблюдаем безукоризненное следование татарско-арабским традициям в московском монетном деле. Неизменное изображение князя украсило аверс. На реверсе – искаженная и неразборчивая арабская надпись «султан Тохтамыш».

В ХV веке политическая раздробленность Руси проявилась в обилии монетных дворов на Руси. Их существовало около 20. Разнообразие форм, изображений, материалов и размеров путали торговцев, следовательно, торговые отношения затруднялись.

Монеты по-прежнему демонстрировали мощь своих создателей и религиозные верования народа. Рязанские монеты демонстрировали Княжеское имя и герб, на тверских красовались охотники с оружием и животные. На монетах Новгорода чеканили святую Софию, которая считалась хранительницей территории, и городского жителя, принимающего её благословение. Новгородскую монету невозможно спутать с монетами других княжеств: приписка «Великого Новгорода» вносила ясность в историю её происхождения. Монеты Пскова тоже содержали информацию о монетном дворе: «Деньга псковская» - было указано на аверсе. В Ростове ходили монеты с изображением исповеди Иоанна Предтечи и именем правящего князя. Были и примитивные варианты- изображение головы князя в анфас и профиль.

Все эти характеристики монетного дела свидетельствовали о реальной потребности в реформировании денежной политики. Русские земли, находящиеся под правлением князей или народного веча, объединялись в целостное государство, а хождение n-ного количества разнообразных денежных знаков вызывало трудности и ранее, не говоря о новом периоде развития.

Реформа системы денежного обращения внедрена в 1534 г. Перемены вносили чёткость и ясность в систему денежного оборота. Теперь в централизованном Русском государстве существовало только три монетных двора: Псковский, Новгородский и Московский. Изготовлялись в этих дворах однотипные общегосударственные деньги.

Читайте также

Денежное дерево – талисман удачи и богатства

Дальнейшее развитие монетного дела

Создание Московского государства из отдельных княжеств, рассыпанных подобно жемчугу на русских землях и на страницах истории, стало главнейшей вехой, которая определила развитие культуры, экономики и международной торговли. На протяжении всего ХVI и даже половины ХVII веков в Московском государстве стабильно были в обороте те же монеты: копейка (название почерпнула из изображения воина с копьём, которое на ней чеканили), денга (ценностью в 2 раза ниже копейки), полушка (1/4 копейки).

Казалось бы, стандартизация денег должна упростить процесс товаро- и деньгооборота, но на почве однообразия номиналов возникли новые проблемы. Считали тогда не на копейки, а на алтыны (6 копеек), денги, чуть позже – гривны (20 денег), полтины, рубли (2 полтины). Стоимость товара в амбарных книгах фиксировалась, к примеру, не 20 копеек, а «3 алтына и 2 денги». Ни гривна, ни алтын, ни полтина в качестве вида монет не существовали. Это были не более, чем счётные единицы. Гривна – это не денежный знак, а вес серебряного слитка, на который можно было променять ожерелье из 20 серебряных денег. Рубля в том виде, который мы знаем сейчас, не существовало. Он существовал в счётной абстракции, но на деле это был мешочек с монетками-«чешуйками».

За что монеты Московского государства получили прозвище «чешуйки»? Технология изготовления монет почти не претерпела изменений. Серебро «влачили», т.е. скатывали из неё тонкую проволочку, рубили её на равные отрезки, плющили их, получая жетоны каплевидной формы, а затем ударяли чеканом. Это были тонкие пластинки размером с ноготь, которые действительно напоминали чешую. Со значимого 1534 г. и по ХVII век оформление монет оставалось неизменным. И Иван Грозный, и Борис Годунов, и Пётр I оставались верны традициям: номинал монет тоже не менялся. У знатного человека были огромные ящики, забитые «чешуйками». А чеканка не прекращалась ни при каких обстоятельствах.

Монетное дело Московского государства адаптировалось под любые исторические и политические условия. Даже во времена польско-литовской интервенции на заре ХVII века ополчение оказывало сопротивление захватчикам, изготовляя монеты, на которых увековечено имя погибшего царя славной династии Рюриковичей (это был Фёдор Иванович). Хотя в Москве вышел официальный приказ о чеканке монет с малым весом и именем польского короля Владислава, который был провозглашен русским царём. Когда на престол взошёл Михаил Романов, существующая ранее система денег была восстановлена. Это был 1613 г.

Неоднократно предпринимались попытки подделки денег, выпуска монет с другим номиналом.

История появления денег в России повидала удивительные польско-русские монеты с двойным номиналом, финляндско-русские пенни, русско-грузинские деньги, которые так и не прижились в денежном обращении Московского государства.

1654 г. ознаменовался началом чеканки долгожданных монет с солидным номиналом. Рубли, полтины, полуполтины сосуществовали с «ефимкой». «Ефимка» была позаимствована из западноевропейских культур. Это был обычный талер с монетной надчеканкой и датой выпуска – 1655 г. Но и «ефимки» не пользовались успехом среди русского народа: экзотический внешний вид не внушал доверия.

Всколыхнул тихую гавань народного доверия приказ о чеканке медяков, которые не имели внешних отличий от серебряных. Медные деньги были эконом-вариантом для Московского государства, в котором не добывали драгоценных материалов. Их приходилось закупать в других странах, переплавлять серебряную утварь для получения необходимого сырья. Это было дорого и хлопотно. Все операции с серебром и золотом происходили строго под государственным контролем, нелегальный ввоз и вывоз грозил суровыми наказаниями. Приход медяков на место серебряных монет вызвала массовые недовольства. В 1663 г. поднят народный бунт, и новые деньги с крупным знаком канули в лету, пропустив вперёд традиционные копейки, денги и полушки.

Это были первые монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце X века, затем - в начале XI века, они выпускались в небольшом количестве и недолго, потому не имели большого влияния на денежное обращение но представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.

При князе Владимире Святославовиче в 988 г. официальной религией на Руси становится христианство. В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Муром, активно развивались ремесла, а также торговля - с южными и западными славянами, народами других стран. Это привело к началу изготовления первых собственных монет из золота и серебра.

Первые русские золотые и серебряные монеты назывались соответственно златниками и сребрениками. В диаметре златники достигали 24 мм, а по весу были приравнены к византийскому солиду - примерно 4,2 г. Впоследствии златник стал русской единицей веса под названием золотник (4,266 г). Монетные кружки для чеканки отливались в складных формах, что объясняет наличие на златниках заметных дефектов литья и значительное расхождение в весе. Для изготовления сребреников использовалось серебро арабских монет.

Златники и сребреники чеканились общими штемпелями. Лицевая сторона: Поясное изображение князя впрямь, вероятно, сидящего (судя по согнутым маленьким ногам под фигурой); в плаще, скрепленном на груди, в шапке с подвесками и крестом; в правой руке крест на длинном древке, левая – прижата к груди. У левого плеча княжеский знак – трезубец. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ (или ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО СРЕБРО). Вокруг линейный и точечный ободки.

Оборотная сторона: Погрудное изображение Иисуса Христа впрямь, с крещатым нимбом; правая рука в благословляющем жесте, в левой – Евангелие. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): IСУСЪ ХРИСТОСЪ (или IС ХС под титлами). Вокруг линейный и точечный ободки.

Как считают специалисты, выпуск собственной монеты в Киевской Руси был вызван, с одной стороны, тем, что в экономике древнерусского государства второй половины X в. стал ощутим недостаток серебряных монет из-за сокращения поступления арабских дирхемов, с другой - политическими мотивами, так как наличие собственной монеты служило задаче прославления Киевского государства и утверждения его суверенности, о чем говорит и внешний вид этих монет. Несмотря на то, что они имели значительные различия (насчитывается около 11 вариантов оформления), обязательными атрибутами являлись изображение на лицевой стороне сидящего Великого князя Киевского с нимбом над головой, длинным крестом в правой руке и прижатой к груди левой, а на оборотной - изображение Иисуса Христа, которое в XI в. было заменено своеобразным государственным гербом в форме трезубца (так называемый родовой знак Рюриковичей).

На лицевой стороне наиболее распространенных монет того времени есть надпись старославянскими буквами «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ», т. е. занимающий престол, правящий, а на оборотной - «А СЕ ЕГО СРЕБРО», что означало: «А это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» («серебро») было синонимом слова «деньги». Встречаются также монеты с надписью на лицевой стороне «ВЛАДИМИР А СЕ ЕГО СРЕБРО (или ЗЛАТО)», а на оборотной - «ИСУСЪ ХРИСТОСЪ».

Златники князя Владимира выпускались немногим более десяти лет - до конца X в. (известно 11 экз.), а сребреники - и в XI в., как Владимиром, так и его кратковременным (с 1015 по 1019 г.) преемником на великокняжеском престоле старшим сыном Святополком Окаянным (известно 78 экз.). Прекращение регулярного притока восточного серебра и отсутствие собственной сырьевой базы обрекло это экономическое начинание на быстрое завершение. Всего до нашего времени сохранилось не более 350 златников и серебреников древней Руси. В том числе около десяти серебреников Ярослава Мудрого, которые чеканились в Новгороде, где он правил до овладения киевским престолом в 1019 г. На лицевой стороне новгородских сребреников находилось погрудное изображение св. Георгия. На оборотной стороне надпись «Ярославле сребро» вокруг изображения княжеского знака в виде трезубца с кружком на среднем зубце.


Киевская гривна


Новгородская гривна

2. Гривна, рубль, полтина

Гривна, в без монетный период с 11 по 15 век, соответствовала определенному количеству (весу) драгоценного металла и являлась денежно-весовой единицей - «гривна серебра». Она же могла быть равной некоторому числу одинаковых монет и в таком случае называлась - «гривна кун». Кунами называли серебряные монеты, ходившие на Руси арабские дирхемы, а позднее и европейские денарии. В XI веке гривна кун состояла из 25 дирхемам, по стоимости приравнивалась к четверти гривны серебра. Обе гривны стали в Древней Руси платёжно-денежными понятиями. Гривна серебра применялась для крупных расчетов, иностранные дирхемы и денарии (куны) для более мелких.

В Киевской Руси с XI в. использовались киевские гривны - пластины серебра шестиугольной формы, размером примерно 70-80 мм на 30-40 мм, весом около 140-160 г, служившие единицей платежа и средством накопления. Однако наибольшее значение в денежном обращении имели новгородские гривны, известные сперва в северо-западных русских землях, а с середины XIII в. - на всей территории древнерусского государства. Это были серебряные палочки длиной около 150 мм и весом около 200-210 г. Переходной от киевской к новгородской была черниговская гривна, по форме близкая к киевской, а по весу - к новгородской.


Рубль впервые упоминается в новгородских грамотах XIII века и, являясь эквивалентом целой гривны или её половины. К XV веку рубль становился счётной денежной единицей, 200 монет «чешуек» составляли 1 рубль. При разрубании новгородский гривны пополам получался платежный слиток – полтина, который весил около100 г. и имел размеры примерно 70x15x15 мм. Такие слитки ходили на протяжении всего «без монетного периода» с конца XI в. до середины XV в. в Русских княжествах и ближайших землях.

3. Московское княжество

Вначале XIV в. началось укрепления Московского княжества, как следствие возникала необходимость в собственных деньгах как для княжеской казны (выплаты дани татарам, жалования ратным людям и т. п.), так и для торгового оборота вследствие оживления внутренних и внешних экономических отношений. Поэтому очередной московский князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить свою монету.

Название русских монет «деньга» было взято от монгольской монеты «денга». Известно, что из весовой гривны серебра (около 200 г) чеканилось 200 монет, которые составляли московский счетный рубль (в те времена рубль как реальная монета не существовал). Для изготовления деньги гривну вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили серебряную монету весом примерно в 1 грамм.

При Дмитрии Донском деньга стала основной денежной единицей Руси, позднее при некоторых правителях выпускалась также ее половинная часть - полуденьга (полушка).

На лицевой стороне монет, в середине внутреннего кольца, могло располагаться изображение воина в профиль, развернутого вправо или влево, вооруженного мечом и секирой, а также человека без вооружения, или петуха. Между внутренним и внешним кольцами находился текст: «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО» или «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ» старорусскими буквами. На оборотной стороне вначале помещалась арабская вязь. То обстоятельство, что Русь в этот период все еще находилась под властью татар, вынудило князя Дмитрия чеканить рядом со своим именем также имя хана Токтамыша (Тохтамыша): «СУЛТАН ТОКТАМЫШ ХАН. ДА ПРОДЛИТСЯ». В дальнейшем вязь сохранилась, но уже стала нечитаемой, и в конце концов ее заменили русским текстом.

По наиболее распространенному мнению, термин «рубль» происходит от глагола «рубить»: гривны серебра разрубались на две части - рубли, которые в свою очередь рубились еще на две части - полтины. Существует также мнение, что рубль, возможно, обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема, и при этом появлялся шов на ребре. Корень «руб», по мнению специалистов, означает «край», «кайма». Таким образом, «рубль» можно понимать и как «слиток со швом».

Весовая норма первых монет Дмитрия Донского колебалась в пределах 0,98-1,03 г. Однако уже в середине 80-х гг. XIV в. деньга «полегчала» до 0,91 -0,95 г, а к концу его княжения вес московских серебряных монет уменьшился до 0,87-0,92 г.

Чеканку подобных монет продолжили другие Великие князья, потомки Дмитрия Донского. Монеты выпускались уже во много больших количествах. На их лицевой стороне, находились различные сюжетные изображения: всадник с соколом на руке («сокольник»); всадник в развевающемся плаще; всадник с копьем, поражающий дракона; всадник с мечом; человек с саблями в обеих руках; воин, вооруженный мечом и секирой; четвероногое животное с загнутым вверх хвостом и даже Самсон разрывающий пасть льва.

Кроме серебряных, на Руси в этот период чеканились также мелкие медные монеты, носившие название «пуло». Изготавливали их в княжеских городах - Москве, Новгороде, Пскове, Твери, и поэтому монеты носили собственные названия - пуло московское, пуло тверское. Номинал этой монеты был столь незначителен, что за одну серебряную деньгу давали от 60 до 70 медных пуло. Вес их, в зависимости от места и даты изготовления, мог быть от 0,7 до 2,5 г.

Первые деньги Ивана III чеканились весом уже всего 0,37-0,40 г и так же, как монеты предыдущих правителей могли самые разные изображения. В дальнейшем вес монет был поднят до 0,75 г, а с их поверхности исчезли изображения животных и птиц. Кроме того, в годы правления Ивана III Васильевича в обращении все еще находились монеты различных княжеств, различающиеся между собой как по весу, так и по оформлению. Но становление Московского государства требовало введения единого денежного стандарта, и отныне подавляющее большинство московских денег имели на лицевой стороне изображение князя в большой шапке (или короне), сидящего на коне, или всадника с мечом в руке, также символизирующего Великого князя Московского. На оборотной стороне чаще всего находилась надпись старорусскими буквами: «ОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ».

4. Старинные общегосударственные монеты Русского царства

Денежная реформа, проведенная во время правления Ивана Грозного, была построена на основе слияния двух наиболее мощных монетных систем конца периода феодальной раздробленности - московской и новгородской, При проведении реформы были унифицированы вес монеты и изображения на ней.

Из гривны серебра теперь чеканилось 300 новгородок (их средний вес стал составлять 0,68 г серебра), которые были приравнены к деньге, или 600 московок (средний вес 0,34 г серебра). Это фактически была полуденьга, хотя также считалась деньгой. 100 новгородок или 200 московок составляли московский счетный рубль. Кроме него счетными денежными единицами были полтина, гривна и алтын. В полтине насчитывалось 50 новгородок или 100 московок, в гривне - 10 новгородок или 20 московок, а в алтыне - 3 новгородки или 6 московок. Самой мелкой денежной единицей стала полушка (1/4 деньги) весом 0,17 г серебра.



На деньгах крупного веса новгородках - изображался всадник с копьем, а на более легких московках - тоже всадник, но только с саблей. Из-за этого уже в ходе самой реформы новгородка получила название «копейной деньги», или «копейки». Последнее название, сперва малоупотребимое, оказалось, в конце концов, более живучим, чем новгородка, и дошло до наших дней. Смена названия позволила более логично выстроить линейку номиналов: копейка (новгородка) равнялась двум деньгам (московкам) или четырем полушкам.

На лицевой стороне полушек находилось изображение птицы, а на оборотной - текст «ГОСУДАРЬ». На оборотной стороне остальных монет вначале чеканили надпись старорусскими буквами «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВСЕЯ РУСИ», а после 1547 г., когда Иван IV Васильевич венчался на царство, «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ». Естественно, такая надпись не могла полностью поместиться на поверхности монеты, размер которой был с арбузное семечко, и поэтому многие слова в ней сокращали до одной буквы или, по правилам старинного правописания, в словах, ясных для понимания, гласные буквы опускались. В результате надпись на монетах выглядела как «ЦРЬ И В К IВАНЪ В Р» (для полушки - «ГДАРЬ»).

Тогда же отказались от выпуска медных пуло - новая денежная система была основана только на серебре. Заготовками для денег служили кусочки серебряной проволоки, поэтому вид готовой продукции денежных дворов не имел правильной формы и чем-то напоминал рыбью чешую. На таких «чешуйках» крайне редко оставался целый оттиск круглых штемпелей. Впрочем, к этому и не стремились. Главным требованием к новым монетам было соответствие веса. При этом западное серебро - основной материал для чеканки монет - проходило на Руси дополнительную очистку. Денежный двор принимал серебро по весу, проводил очистительную «угольную» или «костяную» плавь, и только после этого чеканил деньги. В результате, как отмечают специалисты, московское государство вплоть до середины XVII в. имело самые высокопробные серебряные монеты в Европе.

В период правления второго сына Ивана IV, царя Федора Ивановича (1557-1598), монеты Московского государства полностью сохранили свой вес и оформление за одним лишь исключением - надпись на их оборотной стороне (без сокращений) выглядела следующим образом: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ВСЕЯ РУСИ» или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

Следует добавить, что после правления Федора Ивановича менее выгодная по затратам труда чеканка монет меньших достоинств (деньга и полушка) часто прекращалась на долгие годы, тогда как выпуск копеек не останавливался ни при одном правителе.

Особое место среди монет, выпущенных в начале XVII века, в период правления Василия Шуйского, занимают копейка и деньга, изготовленные из золота. Их появление связывают с тем фактом, что к 1610 г. царь Василий Шуйский исчерпал все запасы серебра в казне на оплату шведских наемных войск. В этих условиях Денежный приказ нашел весьма своеобразный выход из положения. Золотую копейку чеканили теми же штемпелями, что и серебряную, а для изготовления золотой деньги использовали штемпеля, сохранившиеся еще со времен правления царя Федора Ивановича и несущие его имя. Курс золота по отношению к серебру был установлен в соответствии с нормами Торговой книги - 1:10, что почти соответствовало общеевропейскому уровню. Так появились новые русские монеты достоинством в 5 и 10 копеек (10 и 20 денег), по оформлению и весу полностью соответствующие серебряным копейки и деньге.

5. Русские деньги эпохи первых Романовых. 1613 – 1700 гг.

В годы правления нового царя все монетное дело постепенно сконцентрировалось в Московском Кремле. В 1613 г. прекратили работу Ярославский и Временный московский монетные дворы, а Новгородский и Псковский были закрыты в 20-х гг. XVII в. Новая московская власть впервые со времен Бориса Годунова возродила традицию чеканить весь диапазон номиналов денег (копейка, деньга, полушка).

На лицевой стороне копейки и деньги традиционно находились изображения всадника с копьем или саблей (мечом). На оборотной стороне монет был расположен текст старорусскими буквами с именем и титулом правящей особы: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ» (имя нового царя могло также писаться как «Михаило» или «Михаилъ») или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

При следующем царе Алексее Михайловиче первоначально сменилась только надпись на оборотных сторонах монет «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ» старорусскими буквами. Более существенно изменился внешний вид полушки. На ее лицевой стороне появилось изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, а на обороте поместили надпись «ЦРЬ». Весовая норма монет сохранилась прежней: копейка - 0,48 г, деньга - 0,24 г и полушка-0,12 г.

В 1654 г. правительством Алексея Михайловича было принято решение, оставив в обращении старые серебряные копейки, в дополнение к ним выпустить монету рубль, т. е. номинал, который ранее являлся лишь счетной единицей. Так началась широкомасштабная, но очень неудачная и тяжелая по своим последствиям попытка провести очередную денежную реформу.

Для изготовления новой монеты планировалось использовать закупаемые у иностранных купцов талеры, а затем просто перечеканивать находящиеся на их поверхностях изображения и надписи. При этом монета сохраняла вес и размеры оригинала, что привело к тому, что вводимый в обращение серебряный рубль равнялся 64 серебряным копейкам.

На лицевой стороне рубля, в середине внутреннего кольца, находилось изображение всадника в царской шапке и со скипетром в правой руке и с прижатой к груди левой. Между внутренним и внешним кольцом проходила надпись старорусскими буквами: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ РОССИИ». На оборотной стороне, на фоне узорчатой рамки, был изображен двуглавый орел, увенчанный короной. Над ним старославянскими буквами указывалась дата чеканки монеты «ЛЕТА 7162» (т. е. дата указывалась «от сотворения мира»), а под ним ее номинал - «РУБЛЬ». Медная полтина имела похожее оформление, но, естественно, на оборотной стороне находилось указание - «ПОЛТИННИК». Серебряные полуполтинники на лицевой стороне также имели изображение всадника в царской шапке и со скипетром в руке, только окружен он был орнаментом в виде крупных бусин. Здесь же находилось текстовое указание номинала монеты, разбитое на три части «ПОЛ-ПОЛ-ТИН». На оборотной стороне был указан несколько сокращенный царственный титул: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ РУСИ». Среди орнамента, окружающего надпись, старорусскими буквами указывалась дата чеканки монеты - «7162».

Вскоре оказалось, что Московский монетный двор с его отсталой ручной технологией не в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей. Поэтому выпуск круглых монет (и серебряных, и медных), имеющих большое достоинство, был прекращен, а мелкие медные начали чеканить по старому способу - на расплющенной проволоке. В начале 1655 г. правительство Алексея Михайловича вовсе отказалось от использования неполноценного серебряного рубля и полуполтины, и русская денежная система практически полностью вернулась к старому набору номиналов серебряных монет - копейка, деньга, полушка. Для заграничных платежей вместо рублей российской чеканки стали использовать западно-европейские талеры с надчеканками лицевой стороны от копейки и датой 1955 - такие монеты в народе прозвали "ефимки".

Следующим шагом в том же 1655 г. стало изготовление из меди копейки и деньги, имеющих вес серебряных денег и приравненных к последним в цене. При этом все налоговые платежи принимались только в серебряной монете. Ее в ограниченных количествах продолжали чеканить только на Московском монетном дворе, а на остальных начался широкомасштабный выпуск медной.

Находящиеся в обращении медные деньги (в основном копейки) постепенно падали в цене, что привело к спекуляции и негативно отразилось на торговле. Дошло до того, что за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. К 1659 г. серебряные монеты практически полностью исчезли из оборота. С 1661 г. русские медные деньги совсем перестали принимать на Украине, а вскоре и по всей Руси на них отказывались продавать хлеб. Доведенное до отчаяния население в 1662 г. подняло восстание, вошедшее в историю под названием «Медный бунт». И хотя оно было жестоко подавлено правительством, уже в следующем году с большими потерями для бюджета (хотя выкупали медные деньги по курсу от 5 до 1 серебряной копейки за 1 рубль медью) был осуществлен возврат к «старой» серебряной системе просуществовавшей еще почти 40 лет, до 1700 года.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Портал Gold10.ru начинает серию научных публикаций Александра Михайловича Колызина, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля, Почетного члена Московского нумизматического общества.

Исследователей, изучавших русские монеты удельно-вечевого периода, всегда интересовал вопрос, - кто и когда начал чеканку монет в Москве?

Уже на рубеже XIX-XX вв. большинство из них считало, что первые московские монеты появились в княжение Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Причем некоторые полагали, что древнейшими русскими деньгами были именно двусторонние серебряные подражания золотоордынским дирхемам, а С.И.Чижов прямо указывал на их московское происхождение.

Г.А.Федоров-Давыдов показал, что данные двусторонние подражания татарским дирхемам московскими не являются. Свой вывод ученый убедительно аргументировал: во-первых, эти монеты были широко распространены в других, не московских землях ; во-вторых, на территории Великого княжества Московского они встречаются значительно реже и, что важно, присутствуют в кладах всегда вместе с деньгами так называемого русско-татарского типа.

П.Г.Гайдуков в недавно вышедшей монографии о мелких номиналах средневековой Руси выдвинул предположение о начале ограниченной чеканки монет в Москве в княжение Ивана Красного (1353-1359), причем ученый допускает, что первыми московскими монетами были двусторонние подражания золотоордынским дирхемам.

Я не разделяю мнения П.Г.Гайдукова в этом вопросе. Объясню почему.

Во-первых, на приведенной в книге фотографии "монеты Ивана Ивановича" (монета русско-татарского типа, вес - 0,62 г.), не читается со стопроцентной уверенностью отчество князя.

Во-вторых, несмотря на убежденность исследователя в подлинности этой денги, монета может быть фальшивкой, даже древней, так как нумизматам известно, что как старо коллекционирование, так же старо и изготовление фальшивок, в том числе и для собирателей нумизматических древностей.

В-третьих, ученый соотносит вес двусторонних (по его мнению - московских) подражаний с "первыми именными денгами" Ивана Красного как 2:1, и как подтверждение этому приводит, как им же отмечено, малочисленную группу тяжелых двусторонних подражаний из Саранского клада, тяготеющих к весу 1,20 г.

В качестве этих подражаний "середины XIV в." на фотографии в книге помещены монеты, по типу и фактуре явно напоминающие золотоордынские дирхемы начала XV в., но в плохом состоянии. На некоторых проглядывается место чекана – Орда и Азак. Именно теоретическая весовая норма в южноордынских городах начала XV в. и была около 1,17 г. Кроме того, важнейшие аргументы, приведенные Г.А.Федоровым-Давыдовым, до сих пор не опровергнуты.

На территории Московских земель не найдено ни одного клада, состоящего из одних только двусторонних подражаний, что должно было бы быть, если бы они действительно чеканились с середины XIV в. в Москве или московских уделах. Также нет в Московских землях кладов, где бы двусторонние подражания, присутствуя вместе с московскими монетами русско-татарского типа, значительно преобладали бы над последними в количественном выражении, что могло бы косвенно говорить о первоначале их чеканки по отношению к московским денгам русско-татарского типа.

Итак, приходится констатировать, что большинство современных ученых считали и считают, что первые московские деньги имели русско-татарский вид и чеканка их началась именно в начале 80-х гг. XIV в., т.е. после Куликовской битвы.

Древнейший документ, в котором впервые упомянут термин “денга” - это докончание великого князя Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Исследователи датировали этот источник по разному - 1380-1382 гг. Однако сейчас доминирует датировка этого документа 1381 годом. Таким образом номинал “денга” ранее 1380 г. ни разу не зафиксирован в источниках и чеканку монет в Москве следует относить ко времени после Куликовской битвы 1380 г.

Известно, что хан Тохтамыш, после окончательного разгрома Мамая осенью 1380 г. через своего посла сообщил Дмитрию Донскому и другим русским князьям о своем воцарении. Князья признали его власть, отпустили посла “с честию и зъ дары”, а следующей зимой (1380 г.) и весной (1381 г.) направили к хану со многими дарами своих киличеев. Киличеи Дмитрия Донского - “Толбуга да Мокшеи” и других князей вернулись в августе 1381 г. “…изо Орды отъ Тахтамыша царя съ пожалованиемъ и со многою честию. И бысть на Руси радость велия (великая – А.К.) …”. После чего между князьями восстановились мир и согласие: “Тоя же осени, месяца ноября в 1 день вси князи русстии сославшеся велию любовь учиниша межу собою” . С Ордой были установлены мирные отношения.

Мне представляется, что одной из дарованых ханом Тохтамышем некоторым князьям - и в первую очередь Дмитрию Московскому - привилегий, было право на монетную чеканку.

Анализируя сообщения письменных источников, изучая оформление монетного поля денег Дмитрия Донского и их весовые данные, ситуация с началом чеканки монет в Москве мне теперь представляется несколько иной, в сравнении с опубликованной в моей монографии несколько лет назад.

С осени 1381 г., в Москве начали чеканить монету. Первоначально это были серебряные деньги с изображением вооруженного воина и круговой надписью “Печать князя великого” (без имени князя) на одной стороне монеты и с арабской надписью с именем хана Тохтамыша на другой стороне.

Воин в профиль – это символическое изображение князя. Вес первой московской деньги соотносился с весом золотоордынского дирхема как 2/3, т.е. три московских деньги равнялись по весу двум татарским дирхемам.

Чеканились эти монеты до лета 1382 г., когда Дмитрий Донской решается на важный политический шаг - приступает к чеканке монет с изображением вооруженного князя-воина,

а также с изображением человека, держащего за язык змею,

но на монетах к великокняжескому титулу на аверсе добавляется имя князя - “Дмитрий”.

И это не все - на реверсе некоторых именных московских денег с изображением князя-воина с топором и саблей вместо имени правящего хана Тохтамыша появляется искаженное, но все же угадываемое имя давно умершего хана Узбека.

В Орде еще не получили требуемую дань, а тут еще и отказ от помещения имени суверена - золотоордынского хана Тохтамыша. Что это - вызов Орде?

Тохтамыш решил наказать московского князя - совершил карательный поход на Русь, в конце лета 1382 г. сжег Москву и другие города.

Вначале именные монеты Дмитрия Донского чеканились по весовой норме его первых анонимных монет: 0,98-1,03 г. Малочисленность по сравнению с анонимными деньгами говорит о кратковременном выпуске этих монет летом 1382 г. Когда же в Москве с некоторым запозданием заметили снижение веса дирхема, последовавшего в ходе денежной реформы Тохтамыша 1380 г., то так же провели реформу и начали чеканить более легкие монеты весом 0,91-0,95 г., преследуя при этом цель сохранить весовое равенство трех московских денег двум татарским.

Вполне реально допустить, что именно после разорения Москвы войсками хана Тохтамыша, по требованию хана прекращается чеканка именных монет с “князем-воином”.

Таким образом с осени 1382 г. московскими властями выпускаются в обращение именные деньги с иным (не героическим, не воинствующим) оформлением монетного поля - с изображением петуха и маленького четвероногого существа над ним.

Известно, что русские князья должны были заплатить Тохтамышу большую дань. Только в 1384 г. дань была собрана со всех владений Дмитрия Донского “Тое же весны бысть великая дань тяжелая по всему княжению великому, всякому без отдатка, со всякие деревни по полтине. Тогда же и златом давали в Орду…”.

Финансовое обескровливание Руси и Москвы в частности привело к скрытой эксплуатации монетной чеканки - неофициально, постепенно происходит “ползучее” снижение веса московских монет. Средний вес именных московских денег Донского с изображением петуха, т.е. чеканенных после Тохтамышева разорения, равен 0,86 г. (нормативный - 0,93 г.). Последние анонимные монеты Дмитрия Ивановича с обеими русскими сторонами, чеканенные в конце его княжения, имеют тот же вес, что и монеты с петухом.

Существенно, что монеты двоюродного брата Дмитрия - серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, совладельца Москвы, которые, судя по мельчайшим деталям изображения и надписей так же чеканились в Москве, полностью повторяют историю денег Дмитрия Донского. Вначале, с осени 1381 г., чеканятся монеты Владимира Храброго с изображением воина с боевым топором, с луком, с топором и саблей, со знаменем.

С осени 1382 г. в обращении на смену последним приходят нескольких типов более легких типов, где в изображении отсутствует воинский элемент. Однако в чеканке монет с кентавром, косвенно все же прослеживается намек на то, что воинский, “воинствующий” сюжет не исчез полностью - кентавр изображен с мечом.

Приведем наиболее важные работы: Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года. М., 1896. С.86; Толстой И.И. Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Спб. 1910. С.15; Он же. Монеты великого князя Василия Дмитриевича. Спб., 1911. С.71; Чижов С.И. Дроздовский клад русских денег времени вел. кн. Василия Дмитриевича Московского. Пг., 1922. С.8, 9.

Орешников А.В. Русские монеты… С.219. № 1025-1041; Толстой И.И. . Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского. С.13; Чижов С.И. Дроздовский клад… С.10, 14; Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Нижегородского княжества. М., 1989. С.153, 247 прим. 7.

Федоров-Давыдов Г.А. Там же; Он же: Находки джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. IV. М., 1963. С.174-184.

Так в Дроздовском кладе из 243 монет, двусторонних подражаний татарским дирхемам было 21 экз. Денги русско-татарского типа - те, у которых одна сторона имеет какое-либо изображение и русскую надпись, а оборотная - читаемое или нечитаемое подражание арабской надписи, имитирующее одну из сторон золотоордынского дирхема, как правило - с именем хана.

Гайдуков П.Г. Русские полуденги, четверетцы и полушки. М., 2006. С.44-48.

Там же. С.46. Рис.1-6.

Там же. Рис 1 – Орда; рис. 3 – Азак.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М., 1981. С.142; Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XI-XV вв. М., 1983. С.111.

просмотров