Словарь профессиональных терминов. Составление глоссария профессиональных терминов. Виды образовательных учреждений

Словарь профессиональных терминов. Составление глоссария профессиональных терминов. Виды образовательных учреждений

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Профессиональная лексика занимает исключительное место в словаре маркетолога, и ее освоение будет вам чрезвычайно полезно. Конечно же, здесь все в лучших традициях маркетинга.

CRM (маркетинг, ориентированный на отношения с покупателем) – основной трехбуквенный акроним в маркетинге, искусство не рассылать письма, начинающиеся словами «Уважаемый господин Покойник» (см. также Маркетинг, ориентированный на мотивацию).

NABLABS (сокр. от англ. «No alcohol and low alcohol beers») – запрет на алкоголь и слабоалкогольное пиво.

QFF (сокр. от англ. «quick frozen foods») – быстрозамораживаемые продукты, например гамбургеры, горох, хрустящий картофель.

SWOT-анализ – учет сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в маркетинговом планировании. Известен также как «анализ сильных и слабых сторон».

Анализ рыночных возможностей – анализ рынка с целью выявить незанятые ниши.

Бренд-менеджмент по принципу стеклоочистителя – вначале одна идея, потом другая…

Вирусный маркетинг – умение заставить покупателей рекламировать ваш товар; раньше подобное явление в экономике носило название «из уст в уста».

Выигрышное качество – пункт, который рекомендуют включить в маркетинговый план. В стратегическом планировании используют термин конкурентное преимущество .

Глобальный маркетинг – принцип «мысли глобально, действуй локально» в действии.

ГМО – генетически модифицированные организмы. Также известны как помидоры-убийцы или пища Франкенштейна.

Демаркетинг – то, что маркетологи часто делают случайно, реже целенаправленно: мероприятия, которые уменьшают, а не увеличивают объем продаж.

Диверсификация – самый эффективный коммерческий способ потешить самолюбие и выбросить на ветер деньги акционеров.

Доля рекламного воздействия – процент, который составляет реклама вашей торговой марки в рекламе всех марок этой категории. Вопрос только в том, какова доля покупателей, сознания которых достигает ваша реклама?

Единица складского хранения (SKU) – продукция на полках магазина.

«Каннибализация» – увеличение продаж одного товара за счет «поедания» продаж другого под той же торговой маркой вместо завоевания рынка конкурентов.

Ключевые преимущества – ваши сильные стороны. Стратегический аналог маленького невинного обмана.

Комплекс маркетинга – то, что получается, когда бренд-менеджеры собирают вместе все ингредиенты маркетинга и хорошенько их перемешивают. Лучшие комплексы выглядят хорошо (по крайней мере, на бумаге), приятны на вкус, сто ят дорого и приносят много вреда. Решающее значение имеет, кому именно нанесен вред: вам или вашим конкурентам?

Корпоративная культура – подход к ведению дел в компании. Часто используется как причина, поясняющая, почему что-либо нельзя сделать: потому что «это не соответствует культуре компании».

«Кража с чувством собственного достоинства» – оправдание присвоения чужой идеи.

Маркетинг, ориентированный на мотивацию – демонстративное использование положительных мотивов (например, компьютеризация школ) в коммерческих целях.

Маркетинговый эксперимент – чрезвычайно дорогой и публичный способ продемонстрировать, как хорошо вы организовали запуск нового товара на рынок.

Матрицы – краеугольный камень маркетингового мышления.

Метод «продажа или возврат» – метод, с помощью которого клубы бизнес-книг зарабатывают на вас больше, чем вы на них.

Модель поведения – то, что может предложить агентство, и то, что нужно вам.

«Над чертой» (Above the Line – о расходах на традиционные рекламные мероприятия) – деньги, которые рекламные агентства убеждают маркетологов тратить на продвижение своей торговой марки в печатных СМИ, на радио, телевидении, кино, а также посредством наружной рекламы.

Наценка – помните, что а) все известные торговые марки имеют наценку (для маркетолога это хлеб насущный); б) существует много видов наценок. Поинтересуйтесь: «Это оптовая или розничная наценка?».

Объединение товаров в набор – загадочная скандинавская традиция положить к себе под одеяло молодых особ противоположного пола и пробуждать у них желание, не переводя его в действия. Маркетологи делают то же самое – преподносят два товара в наборе, чтобы убедить доверчивых покупателей в совершении выгодной сделки.

Отслеживание реакции покупателей (ECR) – «оправдание расходов на продавцов».

Параметр – предел, например: «параметры нашего бюджета не заходят так далеко».

План действий – безопасный способ преподнести плохие новости директору, например: «Текущий план действий требует большего внимания к управлению рисками».

«Под чертой» (Below the Line – о рекламе, за которую компания не платит комиссионных рекламному агентству) – деньги, которые маркетологи платят за продвижение всем остальным: промоутерам, трейд-маркетологам и т. д. и т. п.

Принцип масштабности экономики – оправдание грандиозных планов.

Проективный метод – прерогатива исследователя. Глупые ответы на глупые вопросы по глупым ценам.

Проницательность – ценное качество понимания потребителей. Всегда фигурирует в громоздких исследованиях как «недостаток понимания».

Проповедники бренда – сотрудники компании, которых заставили поверить в превосходство бренда работодателя, и которым платят за его пропаганду.

Расширение ассортимента – естественная реакция на требование разработки новой продукции. Только остерегайтесь добавлять слишком много товаров к существующей торговой марке, чтобы не подорвать имидж и не «каннибализировать» собственные продажи.

Расширение бренда – модная тенденция «эксплуатировать» ресурсы. Обычно заканчивается плачевно.

Рост, урожай, выход – единственно необходимые бизнес-стратегии: рост хорош для заголовков маркетинговых изданий и поиска новой работы; выход также хорош для заголовков; урожай хорош для прироста капитала.

Синергия – оправдание ряда серьезных управленческих просчетов.

Товары повседневного спроса (FMCG) – ходовые товары широкого потребления, например кондитерские изделия, предметы личной гигиены, бакалея. Один из вариантов – FMPG «Р» обозначает упакованные .

Три «R» – жизненный цикл бренд-менеджера: переупаковка (repackage), повторный выпуск (relaunch), увольнение (resign).

Ценность бренда – красочное описание особенностей и преимуществ вашего бренда.

Четыре «P» – четыре основных составляющих комплекса маркетинга: продукт (product), цена (price), распределение (place) и продвижение (promotion). Их нельзя не учитывать, даже не пытайтесь.

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Англо-русский словарь терминов, применяемых в медиапланировании ADI (area of dominant influence) – «область доминирующего влияния», территория, которую покрывает сигнал телестанцииaccumulated net-coverage – аккумулированная аудитория, общий охват части населения или целевой группы, с которой

Из книги Рекламная деятельность газет и журналов автора Назайкин Александр

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Из книги Мозг Фирмы автора Бир Стаффорд

Словарь кибернетических терминов, использованных в книге Поскольку не существует официальной организации для определения кибернетической терминологии, ниже следуют мои собственные определения. Некоторые термины взяты мной из других наук, и они могут использоваться

Из книги Создание сайта. Раскрутка сайта. Заработок денег на сайте автора Макс Анатолий

Из книги 5 шагов к достойной работе автора Поляков Валерий

Словарь терминов Агентства по подбору персонала - организации, которые по заказу компании подбирают на работу персонал. Услуги для кандидатов, как правило, бесплатны. Агентства выполняют свою работу, руководствуясь существующим законодательством и этикой бизнеса. Во

Из книги Как продать слона или 51 прием заключения сделки автора Барышева Ася Владимировна

Использование профессиональных терминов Безусловно, ни один продавец не может считаться профессионалом своего дела без досконального знания собственного товара. Вместе с тем существуют менеджеры, которые убеждены, что стоит им произнести несколько «умных» фраз и

Из книги Управление проектами для "чайников" автора Портни Стэнли И.

Приложение А Словарь терминов Аудитория проекта. Все, кто поддерживает проект или проявляет к нему интерес, а также те, для кого он имеет какое-либо значение.Главный сторонник проекта. Влиятельное лицо вашей организации, которое оказывает всемерную поддержку проекту,

Из книги Маркетинг для топ-менеджеров автора Липсиц Игорь Владимирович

Толковый словарь маркетинговых терминов

Из книги Мобильный маркетинг. Как зарядить свой бизнес в мобильном мире автора Бугаев Леонид

Словарь терминов 1G - первое поколение мобильной связи, к которому относятся аналоговые стандарты связи.2G – условное обозначение сетей второго поколения. К ним относятся такие стандарты связи, как GSM, D-AMPS, TDMA, CDMA.3G – технологии мобильной связи третьего поколения – набор

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Из книги Как продавать продукты трудного выбора автора Репьев Александр Павлович

Несколько терминов Для исключения разночтений мы для начала рассмотрим несколько терминов.Продукты. Говоря о продуктах, мы будем иметь в виду все, за что на рынке готовы платить деньги: от гвоздя до… вас, уважаемый читатель – ведь вы тоже предлагаете свои услуги

Из книги Управление социальным развитием организации: учебное пособие автора Оксинойд Константин Элиасович

Краткий словарь терминов Адаптация – приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления индивида или группы к условиям новой социальной среды.Адаптация профессиональная –

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е

Чтение профессионально ориентированной литературы предполагает обязательное составление словаря терминов. При этом необходимо порекомендовать студентам руководствоваться следующими общими правилами:

    отобранные термины и лексические единицы должны относиться к широкому и узкому профилю специальности;

    отобранные термины и лексические единицы должны быть новыми для студента и не дублировать ранее изученные;

    общее количество отобранных терминов не должно быть меньше 100 единиц;

    отобранные термины и лексические единицы предназначены для активного усвоения.

Написание эссе

Основная цель эссе – представить собственные мысли и идеи по заданной теме, грамотно выбирая лексические и грамматические единицы, следуя правилам построения связного письменного текста. Необходимо обратить внимание студентов на следующее:

1. Работа должна соответствовать жанру эссе – представлять собой изложение в образной форме личных впечатлений, взглядов и представлений, подкрепленных аргументами и доводами.

3. В эссе должно быть отражено следующее:

    отправная идея, проблема во внутреннем мире автора, связанная с конкретной темой;

    аргументированное изложение одного - двух основных тезисов;

4. Объем эссе не должен превышать 2-х страниц печатного текста (но не менее 1).

5. Работа может быть оформлена с помощью компьютерных программ (MS Office), в т.ч. графических.

6. Критерии оценки работ: содержание, неформальный подход к теме, самостоятельность мышления, кругозор, убедительность аргументации, грамотность, оформление работы.

Подготовка реферата, доклада

Одной из форм самостоятельной деятельности студента является написание докладов и рефератов. Выполнение таких видов работ способствует формированию у студента навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Реферат представляет собой письменную работу на определенную тему. По содержанию, реферат – краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников. Это также может быть краткое изложение научной работы, результатов изучения какой-либо проблемы.

Темы докладов и рефератов определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины. Конкретизация темы может быть сделана студентом самостоятельно.

Следует акцентировать внимание студентов на том, что формулировка темы (названия) работы должна быть:

    ясной по форме (не содержать неудобочитаемых и фраз двойного толкования);

    быть конкретной (не содержать неопределенных слов «некоторые», «особые» и т.д.);

    быть компактной.

Выбрав тему, необходимо подобрать соответствующий информационный, статистический материал и провести его предварительный анализ. К наиболее доступным источникам литературы относятся фонды библиотеки, а так же могут использоваться электронные источники информации (в том числе и Интернет).

Важным требованием, предъявляемым к написанию рефератов является грамотность, стилистическая адекватность, содержательность (полнота отражения и раскрытия темы).

Еще одним из требований, предъявляемых к рефератам, является их объем:

Краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников – 4,5 страниц машинописного текста (не считая титульного листа).

Краткое изложение научной работы:

а) статья до 5 печатных страниц свертывается в реферат из 125-200 слов;

б) статья до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворительным, нормальным по объему.

Еще одним требованием является связанность текста. Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным средствам. К наиболее распространенным относятся повторение одного и того же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий, местоименных наречий, которые употребляются вместо членов предложений, уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в предыдущем предложении. Одним из специальных средств связности является порядок слов в предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение может начинаться словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Реферат должен заключать такой элемент как выводы, полученные сделанные студентам в результате работы с источниками информации.

Рефераты и доклады представляются строго в определенное графиком учебного процесса время и их выполнение является обязательным условием для допуска к промежуточному контролю.

Профессиональная лексика занимает исключительное место в словаре маркетолога, и ее освоение будет вам чрезвычайно полезно. Конечно же, здесь все в лучших традициях маркетинга.

  • CRM (маркетинг, ориентированный на отношения с покупателем) – основной трехбуквенный акроним в маркетинге, искусство не рассылать письма, начинающиеся словами «Уважаемый господин Покойник» (см. также Маркетинг, ориентированный на мотивацию).
  • NABLABS (сокр. от англ. «No alcohol and low alcohol beers») – запрет на алкоголь и слабоалкогольное пиво.
  • QFF (сокр. от англ. «quick frozen foods») – быстрозамораживаемые продукты, например гамбургеры, горох, хрустящий картофель.
  • SWOT-анализ – учет сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в маркетинговом планировании. Известен также как «анализ сильных и слабых сторон».
  • Анализ рыночных возможностей – анализ рынка с целью выявить незанятые ниши.
  • Бренд-менеджмент по принципу стеклоочистителя – вначале одна идея, потом другая…
  • Вирусный маркетинг – умение заставить покупателей рекламировать ваш товар; раньше подобное явление в экономике носило название «из уст в уста».
  • Выигрышное качество – пункт, который рекомендуют включить в маркетинговый план. В стратегическом планировании используют термин конкурентное преимущество .
  • Глобальный маркетинг – принцип «мысли глобально, действуй локально» в действии.
  • ГМО – генетически модифицированные организмы. Также известны как помидоры-убийцы или пища Франкенштейна.
  • Демаркетинг – то, что маркетологи часто делают случайно, реже целенаправленно: мероприятия, которые уменьшают, а не увеличивают объем продаж.
  • Диверсификация – самый эффективный коммерческий способ потешить самолюбие и выбросить на ветер деньги акционеров.
  • Доля рекламного воздействия – процент, который составляет реклама вашей торговой марки в рекламе всех марок этой категории. Вопрос только в том, какова доля покупателей, сознания которых достигает ваша реклама?
  • Единица складского хранения (SKU) – продукция на полках магазина.
  • «Каннибализация» – увеличение продаж одного товара за счет «поедания» продаж другого под той же торговой маркой вместо завоевания рынка конкурентов.
  • Ключевые преимущества – ваши сильные стороны. Стратегический аналог маленького невинного обмана.
  • Комплекс маркетинга – то, что получается, когда бренд-менеджеры собирают вместе все ингредиенты маркетинга и хорошенько их перемешивают. Лучшие комплексы выглядят хорошо (по крайней мере, на бумаге), приятны на вкус, сто ят дорого и приносят много вреда. Решающее значение имеет, кому именно нанесен вред: вам или вашим конкурентам?
  • Корпоративная культура – подход к ведению дел в компании. Часто используется как причина, поясняющая, почему что-либо нельзя сделать: потому что «это не соответствует культуре компании».
  • «Кража с чувством собственного достоинства» – оправдание присвоения чужой идеи.
  • Маркетинг, ориентированный на мотивацию – демонстративное использование положительных мотивов (например, компьютеризация школ) в коммерческих целях.
  • Маркетинговый эксперимент – чрезвычайно дорогой и публичный способ продемонстрировать, как хорошо вы организовали запуск нового товара на рынок.
  • Матрицы – краеугольный камень маркетингового мышления.
  • Метод «продажа или возврат» – метод, с помощью которого клубы бизнес-книг зарабатывают на вас больше, чем вы на них.
  • Модель поведения – то, что может предложить агентство, и то, что нужно вам.
  • «Над чертой» (Above the Line – о расходах на традиционные рекламные мероприятия) – деньги, которые рекламные агентства убеждают маркетологов тратить на продвижение своей торговой марки в печатных СМИ, на радио, телевидении, кино, а также посредством наружной рекламы.
  • Наружная реклама – размещение вашей торговой марки в самых необычных местах, например в общественных туалетах, на тележках супермаркетов и даже на пасущихся коровах.
  • Наценка – помните, что а) все известные торговые марки имеют наценку (для маркетолога это хлеб насущный); б) существует много видов наценок. Поинтересуйтесь: «Это оптовая или розничная наценка?».
  • Объединение товаров в набор – загадочная скандинавская традиция положить к себе под одеяло молодых особ противоположного пола и пробуждать у них желание, не переводя его в действия. Маркетологи делают то же самое – преподносят два товара в наборе, чтобы убедить доверчивых покупателей в совершении выгодной сделки.
  • Отслеживание реакции покупателей (ECR) – «оправдание расходов на продавцов».
  • Параметр – предел, например: «параметры нашего бюджета не заходят так далеко».
  • План действий – безопасный способ преподнести плохие новости директору, например: «Текущий план действий требует большего внимания к управлению рисками».
  • «Под чертой» (Below the Line – о рекламе, за которую компания не платит комиссионных рекламному агентству) – деньги, которые маркетологи платят за продвижение всем остальным: промоутерам, трейд-маркетологам и т. д. и т. п.
  • Принцип масштабности экономики – оправдание грандиозных планов.
  • Проективный метод – прерогатива исследователя. Глупые ответы на глупые вопросы по глупым ценам.
  • Проницательность – ценное качество понимания потребителей. Всегда фигурирует в громоздких исследованиях как «недостаток понимания».
  • Проповедники бренда – сотрудники компании, которых заставили поверить в превосходство бренда работодателя, и которым платят за его пропаганду.
  • Расширение ассортимента – естественная реакция на требование разработки новой продукции. Только остерегайтесь добавлять слишком много товаров к существующей торговой марке, чтобы не подорвать имидж и не «каннибализировать» собственные продажи.
  • Расширение бренда – модная тенденция «эксплуатировать» ресурсы. Обычно заканчивается плачевно.
  • Рост, урожай, выход – единственно необходимые бизнес-стратегии: рост хорош для заголовков маркетинговых изданий и поиска новой работы; выход также хорош для заголовков; урожай хорош для прироста капитала.
  • Синергия – оправдание ряда серьезных управленческих просчетов.
  • Товары повседневного спроса (FMCG) – ходовые товары широкого потребления, например кондитерские изделия, предметы личной гигиены, бакалея. Один из вариантов – FMPG «Р» обозначает упакованные .
  • Три «R» – жизненный цикл бренд-менеджера: переупаковка (repackage), повторный выпуск (relaunch), увольнение (resign).
  • Ценность бренда – красочное описание особенностей и преимуществ вашего бренда.
  • Четыре «P» – четыре основных составляющих комплекса маркетинга: продукт (product), цена (price), распределение (place) и продвижение (promotion). Их нельзя не учитывать, даже не пытайтесь.

Детство и юность Грэхема Хардинга прошли в сельской местности графства Эссекс. Отсутствие способностей к латинскому языку и сильное желание сделать что-нибудь полезное поставили точку на мечтах об академической карьере. Он занялся публикацией статей о рынке труда и провел несколько счастливых лет, изучая эту практическую область маркетинга.

Следующим логическим шагом Грэхема стало репозиционирование себя как всесторонне образованного маркетолога. Желание расширить свой кругозор и достичь больши х высот в карьере привело его в Value Engineers , успешную и очень оригинальную консалтинговую компанию.

Эта книга является первой работой Грэхема Хардинга, вышедшей под его настоящим именем. Все предыдущие его книги были более серьезными, но по ряду причин ему пришлось скрывать свое авторство. Мечта Грэхема – создать книгу, которая принесла бы достаточно средств, чтобы покрыть его пристрастие к очень дорогим винам.

Пол Валтон набирался ума в колледже Уолсолл, обучался маркетингу в колледже Брейсноус и Оксфорде, а затем устроился на работу в рекламное агентство Падингтона. Первыми рекламируемыми им продуктами стали шведские автомобили, немецкое пиво и британское образование. Рекламируя пищевые товары, он быстро преуспел в создании новых продуктов, обнаружив, что шарики для похудения можно репозиционировать как теплоизоляционный материал.

После 10 лет, потраченных на разработку товаров для других людей, он наконец запустил собственный продукт – компанию Value Engineers .

Он – тонкий знаток истории, и его темой в игре «Самый умный» была бы «Рынок соусов с 1974 года по сей день».

Растительность

Аллея - пешеходная коммуникация, ограни­ченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.

Альпинарий - композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближен­ных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.

Аранжировка - расположение цветов и ли­стьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.

Ассортимент - подбор различных видов дере­вьев, кустарников и цветов, применяемых для озе­ленения данной местности или данного объекта.

Бонсай - искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюр­ные сады.

Берсо, биндаж - сводчатая аллея, образован­ная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми ал­леями. Применялся в садах и парках эпохи ба­рокко.

Букетные посадки - прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки не­скольких саженцев в одно гнездо. Букетную груп­пу также можно образовать посадкой на пень мо­лодого дерева, чтобы создать условия для разви­тия боковым побегам.

Бульвар - широкая озелененная полоса, вы­деляемая по обеим или одной стороне улицы, на­бережной и предназначенная для пешеходного дви­жения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горо­жан, созданные на месте бывших укреплений.

Вертикальное озеленение - озеленение фа­садов зданий, парковых сооружений и специаль­ных устройств (куполы, трельяжи) древовидны­ми лианами и другими вьющимися растениями.

Виридарий - озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изобра­жены перспективы фантастических садов.

Газон - искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначе­ния газоны подразделяются на спортивные, спе­циального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).

Группа - важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из не­четного (до 11 шт.) количества древесных, кус­тарниковых или цветочных растений.

Дендрарий - зеленый массив различных ви­дов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.

Дерновая скамья - устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распростра­ненный элемент средневекового сада.

Икебана - в переводе с японского языка озна­чает «сохранение цветов во второй жизни» и яв­ляется древним оригинальным искусством цветоч­ной аранжировки в Японии.


Кашпо - декоративное устройство из керами­ки, пластмассы, дерева, лозы для размещения цве­тов в интерьере и на открытом воздухе.

Клумба - группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформиро­ванная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической фор­мой плана, расположенный на пересечении доро­жек, перед главным входом в здание, у пьедеста­ла статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.

Кулиса - группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.

Куртина - ландшафтное пространство, огра­ниченное дорожками.

Лесопарк - один из элементов планировочной структуры города, культивированные древесные породы на естественном ланд­шафте с инженерным обустройством территорий.

Малый сад - это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с ис­пользованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5-6 га (иногда до 10 га).

Моносад - это сад одного вида растений. К мо­носаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.

Национальный парк - территория естественного лесного, лесо­степного ландшафта, имеющая все наиболее характерные при­знаки для данного географического региона, на котором дей­ствует режим ограниченной хозяйственной деятельности, выделены зоны посещения и отдыха. Национальный парк имеет федеральную форму собственности.

Партер - открытая часть пространства, рас­положенная на плоском рельефе, имеющая гео­метрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: га­зонный, цветочный и смешанный. В XVII- XVIII вв. партер был неотъемлемой частью двор­цовых ансамблей.

Патио - внутренний двор жилого дома, обя­зательно оформленный зелеными насаждениями.

Питомники древесных и кустарниковых пород - специализиро­ванные предприятия по производству посадочного материала для озеленения городских территорий; могут находиться как в муниципальной, так и в частной форме собственности.

Поляна - свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.

Почвопокровные - растения, которые по сво­им декоративным свойствам и особенностям про­израстания используются в озеленении для обра­зования дерна на бедных, сухих почвах, на скло­нах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.

Рабатка - представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей дли­ной от 1 м до 7-9 м. Ширина зависит от использу­емых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.

Рокарий - ландшафтная композиция, где де­коративные растения сочетаются с камнями.

Силуэт - контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных расте­ний на фоне неба или городской застройки, вос­принимаемое с отдаленного расстояния.

Сквер - небольшой озелененный участок сре­ди городской застройки (до 1 га), предназначен­ный для кратковременного отдыха и декоратив­ного оформления отдельных архитектурных ком­плексов и городской среды.

Солитер - одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выде­ляющийся своей фактурой, кроной и т. п.

Топиарное искусство - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Фитонцидность - способность растений вы­делять летучие защитные вещества, которые гу­бительно действуют на микробы.

Цветочница - представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.

Цветочная группировка - это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоу­гольники, а также неправильные геометрические фигуры.

Шпалера - ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной ра­стительностью.

Экзот - древесное или кустарниковое расте­ние, не встречающееся в составе местных есте­ственных зеленых насаждений, но имеющее цен­ные декоративные свойства.

Экология растений - наука о взаимозависи­мостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.

Малые архитектурные формы

Амфитеатр - в древней греческой и римской архитектуре был зрелищным сооружением, имев­шим в плане форму эллипса. В XVII-XVIII вв. их начали строить в парках в виде декоративных сооружений для проведения зрелищных мероп­риятий. В парках эпохи барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, про­тивоположной дворцу.

Амфора - глиняный кувшин с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украше­ния парков. У древних греков и римлян исполь­зовался для хранения вина, масла, зерна.

Балюстрада - сквозное ограждение балконов, галерей, лестниц, террас, часто выполняемое в виде невысоких фигурных столбиков - балясин.

Балясина - небольшой фигурный столбик, придерживающий перила ограждения. Балясины в горизонтальном сечении, как правило, представ­ляют круг.

Беседка - сооружение небольших размеров, состоящее из несущих элементов (столбов, колонн и др.) и покрытия. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр.

Бювет - сооружение над источником мине­ральной воды, иногда само сооружение, оборудо­ванное водопадом от минерального источника, где люди непосредственно берут воду для питья.

Виадук - устройство для перевода дороги че­рез ущелье, глубокий овраг, суходол, над попе­речной дорогой. Он покоится на высоких опорах.

Грот - искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию естествен­ного грота в скалах или в нагромождениях из ес­тественных камней.

Декоративная стенка - декоративное соору­жение, используемое для расчленения простран­ства, ориентации движения пешеходов в нужном направлении, изоляции мест отдыха, маскировки хозяйственных площадок. Оно выполняется из самых разнообразных материалов: камня, сборных ж/б элементов, панелей, керамики, стеклоплас­тика и др.

Нимфея - богато украшенное купольное со­оружение с бассейном для купания в садах Древ­него Рима; в Греции - тенистый грот с водяными устройствами, окруженный разнообразной расти­тельностью.

Обелиск - каменный прямоугольный, моно­литный столб, суживающийся кверху, с пирами­дально заостренной верхушкой. В XVIII в. приме­нялся как декоративный элемент парковой ком­позиции.

Оранжерея - парковое сооружение с одним или несколькими залами, предназначенными для выращивания цитрусовых и других экзотических растений. Выполняет роль зимнего сада. В XVIII в. оранжереи строили в парках около дворцов и использовали для развлечений.

Павильон - отдельно стоящая небольшая парковая постройка.

Пергола - садово-парковая постройка, состо­ящая из одного или двух рядов колонн, стоек, под­держивающих горизонтальную решетчатую кон­струкцию, увитую лианами.

Пилон - в древнем Египте монументальный фасад храма в виде двух глухих, суживающихся кверху башен с входным порталом между ними; массивные столбы по сторонам входа в парк.

Ротонда - открытое или закрытое круглое здание на колоннах, чаще всего перекрытое купо­лом.

Руина - элемент оформления паркового пей­зажа романтических парков XVIII в., представля­ющий собой искусственно созданные развалины древних храмов, гробниц и других построек.

Стела - вертикальная каменная плита с изоб­ражениями или надписями.

Трельяж - легкая вертикальная деревянная решетка или ажурная конструкция из других ма­териалов, применяемая в качестве каркаса для вьющихся растений.

Эрмитаж - небольшая постройка, размещен­ная в глубине парка, предназначенная для раз­мышлений, созерцания, отдыха.

Геопластика и водные устройства

Акведук - водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный эле­мент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII в.

Бордюрный камень - строительное изделие, применяемое для ограничения дорожного (троту­арного) покрытия. За счет высоты бордюрного камня создается разность высоты дорожного по­крытия и тротуара.

Водоем - естественный элемент ландшафта или искусственное устройство. Включение водо­ема в ландшафтный объект существенно усилива­ет его эстетическое воздействие. Большой водоем является ландшафтным элементом, изменяющим растительный пейзаж, влияющим на микрокли­мат и почву.

Водные игры - специальные устройства, по­явившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тон­кими струйками воды зазевавшихся посетителей.

Геопластика - пластическая обработка повер­хности земли с использованием приемов вертикаль­ной планировки для достижения решения утили­тарных и архитектурно-художественных задач. Средства геопластики - естественные и искусст­венные формы рельефа: холмы и горки, земляные насыпи и валы, откосы и подпорные стенки, лест­ницы и пандусы, кратеры и каньоны и др.

Декоративный бассейн - небольшое искус­ственное водное устройство, в котором использу­ется, в основном, эффект статического состояния воды, площадью от 2 до 5 кв. м. Бассейн может быть объединен с рокарием, ручьем, декоратив­ной скульптурой, а также фонтаном и др.

Декоративный водоем - искусственное вод­ное устройство достаточно больших размеров.

Каскад - архитектурно оформленный водо­пад, масса воды которого падает с высокой терра­сы или с последовательного ряда меньших террас. Был одним из основных элементов террасных пар­ков Италии и Франции эпохи Возрождения. С XVIII в. применяются так называемые рустован­ные каскады из естественного камня.

Кювет (фр. cuvette, букв. - лохань, таз) - бо­ковая канава для отвода и стока воды с полотна и откосов дороги.

Лестница - специальное устройство для пе­рехода с одного уровня площадки на другой. Вы­соту ступени, как правило, принимают - 15 см, а ширину (проступь) - 30 см.

Микроландшафт - искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоемами. Композицию озелененных объектов можно рассматривать как систему последовательно раскрывающихся мик­роландшафтов.

Откос - поверхность, объединяющая террито­рии, расположенные в разных высотных уровнях.

Пандус - слегка наклоненная плоскость, за­меняющая лестницу. Пандусы начали впервые со­здавать в террасных парках XVII-XVIII вв.

Парапет - невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц кру­тых склонов, дорог.

Терраса - горизонтальная или слегка накло­ненная площадка, образующая уступ на склоне ес­тественного или искусственного происхождения.

Художественные стили, организация пространства

Акцент - прием, основанный на наиболее силь­ном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в ландшафтной композиции по величине, по­ложению в пространстве, освещенности или цвету.

Ансамбль - совокупность, единство. Функци­онально связанная совокупность сооружений, рас­тительности и других элементов ландшафта, при­веденная к единству и получившая определенный художественный образ. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являют­ся основной чертой ансамбля.

Анфилада - ряд залов, комнат. В парках - ряд дворов, отдельных зеленых замкнутых про­странств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.

Асимметрия - такое сочетание и распреде­ление объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.

Барокко - художественный стиль, господство­вавший в Западной Европе с конца XVI в. до сере­дины XVIII в., отличался контрастностью, подвиж­ностью форм, эмоциональностью, парадностью и отражал сложность, вычурность в построении ландшафтных композиций.

Видовая точка - место на парковой террито­рии, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.

Возрождение - эпоха культурного и эконо­мического расцвета стран Западной и Централь­ной Европы в XIV - XVI вв. Основным идейным содержанием культуры этого периода был гума­низм, новое представление о человеке как о сво­бодном и всесторонне развитом существе, способ­ном к безграничному прогрессу.

Гармония - соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорцио­нальности, в цвете, в фактуре).

Готика - художественный стиль в истории за­падноевропейского искусства, возникший в сере­дине XII в. на севере Франции и окончательно сформировавшийся в XIII в. Являлся отражени­ем в искусстве общественных отношений эпохи расцвета феодализма и начала его разложения, в частности пробуждения самосознания ремесленно-цехового и торгового населения. Отличался лег­костью, устремленностью ввысь.

Диссонанс - нарушение гармонии, проявля­ющееся в несоответствии формы и содержания, внешнего облика предметов и их сущности.

Доминанта - главный по силе художествен­ной выразительности акцент в ландшафтном про­странстве, которому подчинены другие элементы. Доминанта может проявиться в форме, цвете, фак­туре или идейном содержании.

Идиллия - особый вид красоты пейзажа, в котором воплощено величие природы и преобра­зующего ее человеческого труда.

Классицизм - направление в европейском ис­кусстве в конце XVII - первой половине XVIII вв. Отличительные черты художественных образов классицизма: следование античным образцам, ра­ционалистическая четкость и ясность, пластичес­кая завершенность.

Ориентация - расположение главной оси до­рог, аллей, спортивных площадок и сооружений относительно направления юг-север; различают широтную и меридиональную ориентацию.

Пропорция - соразмерность, определенное со­отношение отдельных частей предметов и явле­ний между собой, одно из проявлений гармонии.

Рекреация - зона в интерьере или на откры­том воздухе (в парке, саду), предназначенная для различных видов отдыха (прогулок, занятий спортом и развлечений).

Рококо - художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Выражал вкусы дворянства. Для рококо было характерно отсутствие глубокого идейного содержания и мотивов граждан­ственности, украшательство, прихотливая орнаментальность формы, отличавшейся нарочитой асиммет­ричностью и сложностью извилистых линий.

Романтизм - течение в искусстве европей­ских стран, оформившееся в конце XVIII в. В са­дово-парковом искусстве выражался в формиро­вании идиллических сельских пейзажей, искус­ственных руин, готических парковых построек.

Стаффаж - фигуры зверей, людей, неболь­шие жанровые сцены, вводимые в композицию ландшафтного парка для оживления. Были рас­пространены в парках XVIII-XIX вв.

Стиль - исторически сложившаяся, относи­тельно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания ис­кусства. Этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства: ро­манский, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, романтизм.

Структура ландшафта - соотношение растительных и рельефных элементов естественных или природных ландшафтов.

Тектоника - художественное выражение за­кономерностей строения, присущих определенной породе или виду растения.

Эспланада - зеленое устройство, возникшее в XIX в. на месте разрушаемых фортификацион­ных сооружений средневековья.

Словарик терминов по профессиональной ориентации

Активность

– способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.

Амбиция

– обостренное самолюбие.

Анкета (фр. enguete – список вопросов)

– набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.

– информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Безработица

– приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработные

– трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей работы.

Биржа труда (служба занятости)

– государственная организация, на которую возложено решение вопросов трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице ; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ .

Вакансия

– свободное место, незанятая должность.

Востребованность профессии на рынке труда

– соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

– образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.


Должностная инструкция (иначе описание работ)

– нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.

Должность

– комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.

Дополнительное образование

Медицинские противопоказания

– перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Методы оценки персонала

– способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).

Мотивация

– использование мотивов поведения человека в целях управления его деятельностью; создание условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности

– внутренние побуждения, определяющие направленность профессиональной активности человека в целом и ориентации человека на саму профессиональную деятельность (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей факторы (заработок, льготы и др.)

Навыки

– автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Начальное профессиональное образование

– подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).

Образовательные уровни (образовательные цензы):

6) высшее профессиональное образование (институт, академия, университет);

7) послевузовское профессиональное образование.

Виды образовательных учреждений

1) государственные образовательные учреждения (ГОУ);

2) муниципальные образовательные учреждения (МОУ);

В качестве учредителей ГОУ и МОУ могут выступать органы государственной власти РФ, субъектов РФ либо органы местного самоуправления

3) негосударственные образовательные учреждения (НОУ).

Учредителями НОУ, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (университеты, академии), а также учреждения общественных и религиозных организаций и частные лица. Обучение в НОУ осуществляется только на платной основе.

Наше традиционное высшее образование (по-современному его называют специалитетом ) подразумевает получение узкой специальности за пять лет обучения. На бакалавриате совсем другие стандарты. Согласно европейской модели, степень бакалавра получают студенты, проучившиеся в вузе четыре года. Существуют, например, бакалавры экономики, бакалавры естественных наук, бакалавры искусства. Магистратура призвана возродить принцип элитности высшего образования; В переводе с латинского magister – значит «великий мастер». Эту степень получают выпускники бакалаврских программ после двухлетнего углубленного, фундаментального изучения определенного научного направления. К примеру, продолжающий образование бакалавр экономики, поступив в магистратуру, получает специализацию «экономика окружающей среды и природных ресурсов». Не обязательно продолжать образование в том же направлении, по которому вы имеете диплом бакалавра или специалиста. Если вы планировали получить второе высшее, у вас есть альтернатива – поступить в магистратуру. Например, став бакалавром или дипломированным специалистом по химии, можно подавать документы в магистратуру по экономике, и наоборот. Достаточно пройти вступительные испытания. Магистратура – это не логическое завершение обучения бакалавра, это следующая, необязательная ступень. Магистерские программы базируются на инновационных разработках и носят авторский, междисциплинарный характер – с той целью, чтобы подготовить широко эрудированного специалиста, владеющего методологией научного творчества и современными информационными технологиями . Магистр должен быть готов работать в инновационной экономике, принимать решения в нестандартных условиях.

Общие способности

– система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Одаренность

– 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.

Ошибки в выборе профессии

– затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями или недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора.

Повышение квалификации

– рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Подготовительные курсы

– краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в вузы и ссузы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная – для иногородних.

Популярность профессии

– привлекательность профессии в обществе, которая проявляется в количестве людей, желающих учиться и работать по данной профессии.

Предмет труда

– система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка.

Престиж (от фр. prestige – авторитет , влияние)

– результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Престижность – значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии.

Проектирование профессионального пути

– создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.

Профессионализация

– процесс становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Профессионализм

– высокая подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессиональная адаптация

– приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессиональная информация

– информация о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях трудоустройства.

Профессиональная компетентность

– сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.

Профессиональная мотивация

– побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная обучаемость

– готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.

Профессиональная ориентация

– комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная подготовка

– приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная пригодность

– степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии.

Профессиональная проба

– профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессионально важные качества (ПВК)

– индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание

– идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.

Профессиональное резюме

– краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя.

Профессиональное самоопределение

– процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные болезни

– заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.

Профессиональные вредности

– факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т. д.).

Профессиональные намерения

– осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.

Профессиональные ожидания

– мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.

Профессиональные притязания

– стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные склонности

– стремление человека заниматься теми или иными видами профессиональной деятельности.

Профессиональные способности

– индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональные способности

– способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определённой профессии.

Профессиональный отбор

– изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональный план

– 1) образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2) представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Профессиональный подбор

– подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности.

Профессиональный потенциал

– совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональный тренинг

– система приемов, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Профессия

– вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Профессия

– деятельность, направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения, выполняемая за определённое вознаграждение.

«Курьер» это профессия? Человек выполняет работу, приносящую пользу обществу и получает за это заработную плату . А нужно ли получать специальное образование, чтобы работать курьером? Нет. Следовательно, «курьер» это не профессия.

Специальность

Например: профессия «врач», а специальности – «педиатр », «хирург », «стоматолог » и т. д.

Должность

– конкретный трудовой пост в организации.

Например: Мария Алексеевна – учитель (профессия), её специальность – учитель физики, а должность – завуч по воспитательной работе МОУ СОШ № 99.

Профильный класс

– форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).

Профконсультант

– специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.

Работоспособность

– потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.

Рабочая сила

– 1) товар на рынке труда; 2) экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков человека, использующего их для производства жизненных благ; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.

Рынок образовательных услуг

– система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.

Рынок труда (рынок рабочей силы)

– система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Самооценка

– оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.

Способности

– устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности.

1) Общие способности – способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания.

2) Специальные способности – способности, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. Например, организационные, педагогические, технические, артистические, математические, музыкальные и т. д.

Среднее профессиональное образование

– подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Стажировка

– обучение специалиста на рабочем месте после окончания им профессионального учебного заведения с целью повышения его квалификации.

Творчество

– деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Тест

– в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; основной инструмент психодиагностического обследования.

Тестирование (от англ. test – опыт, проба)

– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.

Требования профессии к человеку

– требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.

Труд

– 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.

Трудовые отношения

– совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости.

Трудовые ресурсы

– часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.

Трудолюбие

– черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом

– эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Уровень притязаний

– выбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.

Условия труда

– сочетание социальных и производственных факторов, в которых работает человек (оплата труда , продолжительность рабочего времени , отпуска; технические, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия).

Формы обучения

– дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание

– это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Ценностные ориентации (от франц. orientation – установка)

– установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.

Человеческие ресурсы

– население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективное поведение на рынке труда

– способность успешно решать вопросы своего трудоустройства.

Эффективность труда

– показатель объема труда, вложенного в организацию работником.

просмотров